Жак Сапир: Спасение европейцев в возврате к сотрудничеству с Россией

3 часа(ов) назад 6
ARTICLE AD BOX

Европейцы в панике. Новый президент США Дональд Трамп пригрозил Евросоюзу импортными пошлинами в 25 процентов на сталь и алюминий, сославшись на необходимость сокращения торгового дефицита с Европой. Уже подписан декрет о том, что эта мера вступит в силу 12 марта. "Российская газета" попросила известного французского экономиста и политолога Жака Сапира поделиться своими мыслями по этому поводу.

 Спасение европейцев в возврате к сотрудничеству с Россией

© Российская Газета

Как вы считаете, оказался ли Евросоюз на грани торговой войны с Соединенными Штатами?

Жак Сапир: Все идет к этому. Надо понимать, что тарифы в качестве весомого инструмента могут преследовать разные цели. Так, в отношении Канады и Мексики заявленная цель была политическая, а конкретно - остановить контрабанду синтетического наркотика фентанила, который в массовых масштабах косит американскую молодежь. А когда правительства этих соседних США стран отреагировали, ужесточив контроль на своих границах, Вашингтон, скорее всего, не станет их кошмарить новыми пошлинами. Что касается Китая, то здесь, по логике Трампа, речь идет о национальной безопасности, ибо США, и на это есть вполне определенные резоны, стали в значительной степени зависимы от китайского импорта. Ведь, действительно, дефицит в торговле с Пекином явно не в пользу американцев.

Трамп ведет дело к демонтажу европейской промышленности. Спасение Европы в доступе к российским энергоносителям и снятии санкций

Если говорить о Европе, и в первую очередь о Германии, то, на мой взгляд, его намерение поднять тарифы на сталь и алюминий наносит удар по некогда мощной немецкой промышленности. Ведь их производство в высшей степени электроемкое и уже сейчас оказалось в бедственном положении из-за цен на энергоносители. По сути, нынешний тарифный наезд на Евросоюз ведет к его деиндустриализации.

Насколько Трамп был прав, когда заявил, что "Европа ужасно относится к Вашингтону"?

Жак Сапир: Обвинения Трампа не имеют ничего общего с действительностью. Если посмотреть на то, как эволюционировала торговля между ЕС и США, то следует отметить, что европейцы, скажем так, всегда были весьма покладистыми, сговорчивыми партнерами. Более того, к американским интересам относились с большим пиететом. Скажу больше. В то время как страны ЕС были всегда открыты для товаров из США, на противоположном берегу Атлантики не допускали, чтобы европейские товары могли составить реальную конкуренцию тамошней продукции. Достаточно вспомнить, что в 60-е и 70-е годы прошлого столетия они не пустили на свой рынок французские пассажирские лайнеры "Каравелла", позже заблокировали франко-британский сверхзвуковой самолет "Конкорд". И таких примеров из других областей можно привести множество.

На днях французский президент Макрон призвал европейцев готовиться к схватке. Как вам это?

Жак Сапир: Опасения объяснимы. Ведь сейчас стоимость энергоресурсов, к примеру, в Германии в три раза выше, чем в США. Впрочем, она значительно выше и в других европейских странах, включая Францию. Повторюсь, и это важно. Навязывая Евросоюзу дополнительные таможенные пошлины, Трамп тем самым хочет ускорить исход промышленных гигантов за океан, и этот процесс, как мне представляется, не остановить уступками, на которые может пойти Брюссель. Макрон отреагировал на демарш нового хозяина Белого дома примерно так же, как это делали его предшественники в подобных ситуациях в прошлом. Однако он, как мне кажется, не понял, что Трамп ведет дело к демонтажу европейской промышленности, прежде всего Германии. Это долгоиграющая стратегия. Ему не нужны компромиссные подвижки, уступки по тем или иным торговым вопросам. Он реально хочет лишить Германию большой части ее потенциала.

Это касается и Франции?

Жак Сапир: Да, но в меньшей степени. Хотя бы потому, что Франция уже в значительной степени лишилась своей промышленности. Сейчас на нее приходится лишь 13,9 процента ВВП, в Германии же этот показатель пока составляет 25 процентов - гораздо больше. Что происходит сейчас на наших глазах? Немецкие сталелитейщики массово планируют перебраться в США вслед за автомобилестроительными корпорациями Volkswagen, Mercedes Benz, химическим гигантом Bayer и еще десятками других компаний.

Есть ли у Евросоюза набор средств, чтобы оказать сопротивление наезду из-за океана?

Жак Сапир: ЕС может ответить зеркальными санкциями против американских товаров, как это было в 2018 году, когда были среди прочего введены особые пошлины на виски, мотоциклы Harley-Davidson, джинсы Levy Strauss. Но этого мало. Необходимо изменить стратегию, политическую линию. Я убежден в том, что надо восстановить связи с Россией в области энергетики. Потому что Европа как промышленная сущность не способна дать отпор наступлению США, когда ее энергетические затраты на порядок выше, чем за океаном. Германия, Евросоюз, объявив санкции против России, реально загнали себя в крайне невыгодное положение по отношению к США. Выбор у европейцев таков: прогнуться под нахрапистым наездом американцев и наблюдать за тем, как Европа лишается промышленности. Либо снять санкции, получив доступ к российским источникам энергии, в первую очередь к трубопроводному газу. В этом спасение Европы. Вопрос о возвращении к сотрудничеству с Россией назрел, и это очевидно для многих. Конечно, европейцы могли бы выйти из энергетического тупика за счет АЭС. Но их явно не хватает. Думается, Европе, чтобы избежать опаснейшего кризиса, надо, как говорится, съесть свою шляпу, то есть признать ошибки как в плане связей с Россией, так и в отношении атомной энергетики.

Читать всю статью