ARTICLE AD BOX
Льдину с рыбаками оторвало от берега вчера рано утром. Десятиметровая трещина вблизи побережья прошла от села Мальки до устья реки Долинка.
В считаные минуты прямо на глазах ледяной разлом стал расширяться. Сначала на льду застрял один из снегоходов, и любители рыбалки бросились самостоятельно его вытаскивать, а затем льдину окончательно оторвало и понесло в море.
Очевидцы тут же распространили в соцсетях видео. На кадрах видно, как встревоженные рыбаки, оказавшиеся неподалеку от разлома, поспешили покинуть льдину. Но сделать это удалось далеко не всем. 139 рыбаков все же унесло в Охотское море вместе с машинами и снегоходами.
Ситуация была угрожающей, спасатели стремились как можно скорее эвакуировать людей, дрейфующих в море, при помощи вертолета Ми-8 и судна на воздушной подушке "Хивус".
Удивительно, но среди пострадавших нашлись бывалые экстремалы, которые отказывались покидать льдину на вертолете, аргументируя это тем, что так они потеряют выловленную рыбу и снасти, и спокойно ждали, когда за ними и их снаряжением прибудет судно на "подушке".
"Вот ребята отказываются лететь. Улов им дороже", - недоумевая, признался один из спасателей, участвовавший в эвакуации рыбаков.
Начальник поисково-спасательного подразделения N 4 Поисково-спасательного отряда ГУ МЧС России по Сахалинской области Альгис Мейжис рассказал "РГ", что операция проводилась одновременно по воздуху и по воде в разных локациях на территории протяженностью порядка 15-20 километров.
- Наша команда эвакуировала людей на лодке в районе села Лесное. В числе рыбаков, находившихся на дрейфующей льдине, были и такие, кто отказывался плыть даже на лодке, отдавая предпочтение судну на воздушной подушке, - рассказывает Альгис Мейжис. - Все из-за того, что на лодку, конечно, не погрузишь тяжелые мешки с рыбой и снасти.
Показательно, что в числе заядлых рыбаков оказались и такие, кто в подобной ситуации уже бывал и на собственном опыте знает, что в беде спасатели их точно не оставят. Не пришлось убеждать в необходимости эвакуации лишь тех, кто был налегке и не боялся расстаться со своей добычей и снастями.
"Спасатели эвакуировали всех, кто был на льдине, а это 139 человек", - сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Сахалинской области.
Отметим: о том, что выходить на лед у юго-восточного побережья Сахалина запрещено, спасатели постоянно информируют население. И очередное такое сообщение вышло буквально накануне происшествия: на заливе Мордвинова и на других участках на юго-востоке острова находится дрейфующий лед и находиться там опасно, предупреждали спасатели.
Рисковать или нет собственной жизнью, казалось бы, дело самих рыбаков-экстремалов, но почему в таких случаях за них расплачиваются другие? Сколько стоила именно эта спасательная операция, в региональном МЧС на Сахалине пока затруднились ответить. Но общеизвестно, что использование работы вертолета в зависимости от дальности полета и часов, которые ушли на его использование, может обходиться от сотни тысяч до миллиона рублей, а то и больше. Чтобы заправить судно на "воздушной подушке" и сделать всего два рейса, только на топливо надо потратить 50 тысяч, не считая затрат на амортизацию, средств на оплату спасателям и других расходов.
Но пока в нашей стране не предусмотрена компенсация затрат на спасение любителей экстремального лова. Работа аварийно-спасательных служб и их затраты на эвакуацию людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, финансируются за счет средств федерального бюджета.
В лучшем случае рыбакам могут предъявить только штраф за выход на лед в тех местах, где это запрещено. В разных регионах нашей страны сумма штрафа варьируется от 500 до пяти тысяч рублей. То есть штрафы не окупят и тысячной доли средств, которые тратятся на спасение рыбаков-экстремалов. Ко всему и эти штрафы, прямо скажем, никто не взимает.
- Когда стоит угроза жизни и здоровью людей, сотрудники МЧС в любом случае спасают людей, и не важно, это рыбаки-экстремалы, которые сами виноваты в том, что попали в беду, или те, кто по своей вине страдает во время пожара, - говорит адвокат Павел Бабиков. - Компенсация за это не предусмотрена, считается, что у нас социальное государство. Если только в спасении не задействованы какие-то частные структуры, которые потом могут попросить оплату расходов. Одно время шли разговоры, чтобы взыскивать с рыбаков, нарушивших запрет и вышедших на лед, хотя бы расходы на горючее, потраченное во время спасательной операции, но в практическую плоскость эти предложения так и не перешли. Как правило, никто из рыбаков не страхует свои риски. Так что компенсировать затраты на спасение за счет этих средств тоже невозможно.
Спасение рыбаков со льдин влетает государству в копеечку. Сдвинуть с мертвой точки проблему снятия рыбаков со льдин пытались главы МЧС России Сергей Шойгу, Владимир Пучков и Евгений Зиничев.
В 2018 году Владимир Пучков, помнится, сокрушался, что рыбаки обнаглели потому, что законы на их стороне. Они демонстративно в присутствии спасателей на берегу опрокидывают предупреждающие знаки и ступают на лед со словами: "Мы по Конституции имеем право находиться в любом месте, и вы не имеете права нас не пускать. Если что, то все равно спасете".
Наиболее последовательно пытался разобраться с этим вопросом Евгений Зиничев, который в 2018 году предложил взыскивать с рыбаков на льдинах затраты на их спасение. Но соответствующие изменения в законодательство так внесены и не были.
Поэтому сейчас проблема остается в том же состоянии, в котором она была и раньше: заставить рыбаков покинуть льдину нельзя, заставить их платить за свое спасение - тоже нельзя. Но если кто-то из них утонет, то сотрудников МЧС будут проверять в рамках уголовного дела по факту гибели человека - все ли необходимые меры они предприняли для предотвращения трагедии.
Закон, который действует сейчас, определяет, что спасение людей - прерогатива государства, и этим занимается МЧС России.
А штрафовать нерадивых рыбаков могут только сами регионы. Решения по штрафам отданы на муниципальный уровень. И как показывает практика, 500 рублей не останавливают людей от выхода на лед.
Из мер воздействия у МЧС сейчас в арсенале совместные с рядом ведомств рейды в районах массового выхода рыбаков на лед. Спасатели воздействуют на сахалинцев через средства массовой информации. Но эти меры сложно назвать высокоэффективными.
Подготовил Тимофей Борисов