ARTICLE AD BOX
В пятницу, 7 февраля, во Всероссийском музее декоративного искусства (Москва) открывается выставка «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла». Она продлится до 16 марта, посетители смогут познакомиться с историей тобольского художественного промысла. На экспозиции представлено порядка 200 лучших образцов косторезного искусства с конца XIX века до современности. По словам экспертов, промысел сложился под влиянием как традиций коренных народов Сибири, так и русских кустарных практик, а также свой вклад сделали шведские военнопленные, которые были сосланы в Тобольск во время Северной войны.
Всероссийский музей декоративного искусства 7 февраля открывает выставку «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла». Увидеть экспозицию, посвящённую истории тобольского косторезного промысла, можно будет до 16 марта.
Посетители выставки увидят около 200 декоративных изделий из кости, изготовленных в период со второй половины XIX века по наши дни. В основном на выставке представлены экспонаты из собрания музея, а также из личных коллекций. Современные изделия предоставили для демонстрации широкой публике Тобольская фабрика косторезных изделий и мастерская «Минсалим».
На выставке представлены изделия различных форматов — от бытовых предметов до декоративных многофигурных костяных скульптур. Среди них работы многих известных резчиков XIX и XX веков.
Свой стиль
Мнения специалистов об истоках художественного промысла расходятся. По одной версии, основоположниками народного сибирского промысла стали взятые в плен во время Северной войны шведские офицеры. Всего в Сибирь было сослано около тысячи шведов. Они жили практически свободно, без охраны, многие из них владели не только военными, но и гражданскими специальностями. Приток образованных ссыльных сыграл важную роль в культурной жизни Тобольска.
Шведы работали врачами, делали этнографические записи, участвовали в исследовательских экспедициях того времени. Были среди них и хорошие мастера-косторезы, чьи изделия пользовались спросом по всей России. Эти наработки переняли и развили как местные жители, так и ссыльные поляки, которые появились в Тобольске уже во второй половине XIX века.
Однако заместитель директора по науке Всероссийского музея декоративного искусства Андрей Шаповалов в беседе с RT заявил, что промысел не был основан пленными шведскими и польскими офицерами, а имеет свои корни в русских народных традициях.
«Они (пленные) оказали на него косвенное влияние. Известно, что они занимались токарным делом, в том числе используя в качестве сырья бивень мамонта и кость. Об этом есть письменные источники, но самих вещей не сохранилось, или их невозможно идентифицировать. Параллельно с ними работали русские токари и резчики по кости», — считает специалист.
По словам Шаповалова, в самом начале на промысл оказала большое влияние общерусская косторезная традиция.
Кроме того, мощное влияние оказали традиции коренного населения, народностей ханты, манси и селькупы.
«Они изначально были более художественными и, главное, широко использовали основное сырье — бивень мамонта», добавил Шаповалов.
Тенденции времени
Достоверные сведения о развитии промысла появляются с 1874 года, когда в Тобольске была официально зарегистрована косторезная мастерская. Именно с этой даты ведётся история тобольского косторезного промысла. В 1897 году при Тобольском губернском музее была создана комиссия по изучению кустарных промыслов, что помогло поднять искусство косторезов на новый уровень.
Один из самых известных мастеров той эпохи — Порфирий Терентьев, который оставил богатое наследие в виде миниатюрных жанровых скульптур. В 1900 году работы были высоко оценены на Всемирной выставке в Париже. Познакомиться с произведениями этого художника смогут посетители выставки «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла».
Тобольский косторезный промысел продолжил развиваться и в XX веке. Большую роль в судьбе промысла сыграл уроженец Тобольска художник и энтузиаст Иван Овешков. Он имел множество разносторонних занятий и интересов, учился на художника в Санкт-Петербурге, впоследствии перебрался в Москву, где познакомился с известным купцом-меценатом, любителем народного искусства Сергеем Морозовым. Вместе с другими энтузиастами Овешков занялся делом возрождения и развития народных художественных промыслов.
Он продолжил эту миссию после Октябрьской революции. В 1920 году усилиями Овешкова в Тобольске были открыты Государственная художественно-промышленная и учебно-показательная мастерские изделий из мамонтовой кости. Занимались в те годы сохранением и преумножением народного искусства и другие общественники и художники, например Пантелеймон Чукомин.
Со временем стилистика изделий менялась, окончательно характерные черты тобольского косторезного промысла сложился уже в XX веке.
С 1935 года тобольские косторезы начали сотрудничать Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП). Была основана артель «Коопэкспортсбыт», реорганизованная в 1960 году в фабрику художественных косторезных изделий.
Изделия для коллекционеров
Наряду с традиционными материалами, такими как мамонтовые и моржовые клыки, в XX веке сибирские мастера начали использовать китовую кость и зубы кашалотов. Это было связано с развитием в СССР китобойного промысла, его расцвет пришёлся на 1950—1960-е годы.
Как рассказал Шаповалов, в эти же годы большой влияние на стилистику костяных резных изделий оказал доминировавший в те годы в советском изобразительном искусстве «суровый стиль».
По словам специалиста, сейчас тобольский косторезный промысел сохраняет актуальность, хотя немногие могут позволить себе приобретение таких изделий из-за их высокой стоимости.
«Сохранилась школа резьбы и есть хорошие резчики. Сейчас работает Тобольская косторезная фабрика и отдельные частники. Спрос на их произведения есть, но это спрос на дорогие подарки и изделия для коллекционеров», — заключил Андрей Шаповалов.