На выставке «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла» представлено 200 работ

2 часа(ов) назад 6
ARTICLE AD BOX

В пятницу, 7 февраля, во Всероссийском музее декоративного искусства (Москва) открывается выставка «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла». Она продлится до 16 марта, посетители смогут познакомиться с историей тобольского художественного промысла. На экспозиции представлено порядка 200 лучших образцов косторезного искусства с конца XIX века до современности. По словам экспертов, промысел сложился под влиянием как традиций коренных народов Сибири, так и русских кустарных практик, а также свой вклад сделали шведские военнопленные, которые были сосланы в Тобольск во время Северной войны.

Всероссийский музей декоративного искусства 7 февраля открывает выставку «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла». Увидеть экспозицию, посвящённую истории тобольского косторезного промысла, можно будет до 16 марта.

Посетители выставки увидят около 200 декоративных изделий из кости, изготовленных в период со второй половины XIX века по наши дни. В основном на выставке представлены экспонаты из собрания музея, а также из личных коллекций. Современные изделия предоставили для демонстрации широкой публике Тобольская фабрика косторезных изделий и мастерская «Минсалим».

На выставке представлены изделия различных форматов — от бытовых предметов до декоративных многофигурных костяных скульптур. Среди них работы многих известных резчиков XIX и XX веков.

Свой стиль

Мнения специалистов об истоках художественного промысла расходятся. По одной версии, основоположниками народного сибирского промысла стали взятые в плен во время Северной войны шведские офицеры. Всего в Сибирь было сослано около тысячи шведов. Они жили практически свободно, без охраны, многие из них владели не только военными, но и гражданскими специальностями. Приток образованных ссыльных сыграл важную роль в культурной жизни Тобольска.

Шведы работали врачами, делали этнографические записи, участвовали в исследовательских экспедициях того времени. Были среди них и хорошие мастера-косторезы, чьи изделия пользовались спросом по всей России. Эти наработки переняли и развили как местные жители, так и ссыльные поляки, которые появились в Тобольске уже во второй половине XIX века.

Однако заместитель директора по науке Всероссийского музея декоративного искусства Андрей Шаповалов в беседе с RT заявил, что промысел не был основан пленными шведскими и польскими офицерами, а имеет свои корни в русских народных традициях.

«Они (пленные) оказали на него косвенное влияние. Известно, что они занимались токарным делом, в том числе используя в качестве сырья бивень мамонта и кость. Об этом есть письменные источники, но самих вещей не сохранилось, или их невозможно идентифицировать. Параллельно с ними работали русские токари и резчики по кости», — считает специалист.

По словам Шаповалова, в самом начале на промысл оказала большое влияние общерусская косторезная традиция.

«Нужно понимать, что резать кость для изготовления разных предметов «для дома» умел практически каждый рукастый мужик. Те, кто занимался этим профессионально, резали простые утилитарные вещи для рынка. Со временем ряд художников вырабатывают свой стиль, который следует текущей моде», — пояснил эксперт.

Кроме того, мощное влияние оказали традиции коренного населения, народностей ханты, манси и селькупы.

«Они изначально были более художественными и, главное, широко использовали основное сырье — бивень мамонта», добавил Шаповалов.

Тенденции времени

Достоверные сведения о развитии промысла появляются с 1874 года, когда в Тобольске была официально зарегистрована косторезная мастерская. Именно с этой даты ведётся история тобольского косторезного промысла. В 1897 году при Тобольском губернском музее была создана комиссия по изучению кустарных промыслов, что помогло поднять искусство косторезов на новый уровень.

Один из самых известных мастеров той эпохи — Порфирий Терентьев, который оставил богатое наследие в виде миниатюрных жанровых скульптур. В 1900 году работы были высоко оценены на Всемирной выставке в Париже. Познакомиться с произведениями этого художника смогут посетители выставки «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла».

Тобольский косторезный промысел продолжил развиваться и в XX веке. Большую роль в судьбе промысла сыграл уроженец Тобольска художник и энтузиаст Иван Овешков. Он имел множество разносторонних занятий и интересов, учился на художника в Санкт-Петербурге, впоследствии перебрался в Москву, где познакомился с известным купцом-меценатом, любителем народного искусства Сергеем Морозовым. Вместе с другими энтузиастами Овешков занялся делом возрождения и развития народных художественных промыслов.

Он продолжил эту миссию после Октябрьской революции. В 1920 году усилиями Овешкова в Тобольске были открыты Государственная художественно-промышленная и учебно-показательная мастерские изделий из мамонтовой кости. Занимались в те годы сохранением и преумножением народного искусства и другие общественники и художники, например Пантелеймон Чукомин.

Со временем стилистика изделий менялась, окончательно характерные черты тобольского косторезного промысла сложился уже в XX веке.

«В 1920—30–х годах появляется советский стиль, это влияние общеполитических и художественных тенденций времени. Оно очень хорошо заметно в сюжетах. Это кстати, самая интересная часть нашей коллекции», — рассказал Андрей Шаповалов.

С 1935 года тобольские косторезы начали сотрудничать Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП). Была основана артель «Коопэкспортсбыт», реорганизованная в 1960 году в фабрику художественных косторезных изделий.

Изделия для коллекционеров

Наряду с традиционными материалами, такими как мамонтовые и моржовые клыки, в XX веке сибирские мастера начали использовать китовую кость и зубы кашалотов. Это было связано с развитием в СССР китобойного промысла, его расцвет пришёлся на 1950—1960-е годы.

Как рассказал Шаповалов, в эти же годы большой влияние на стилистику костяных резных изделий оказал доминировавший в те годы в советском изобразительном искусстве «суровый стиль».

По словам специалиста, сейчас тобольский косторезный промысел сохраняет актуальность, хотя немногие могут позволить себе приобретение таких изделий из-за их высокой стоимости.

«Сохранилась школа резьбы и есть хорошие резчики. Сейчас работает Тобольская косторезная фабрика и отдельные частники. Спрос на их произведения есть, но это спрос на дорогие подарки и изделия для коллекционеров», — заключил Андрей Шаповалов.

Читать всю статью