ARTICLE AD BOX
Две медали "За Отвагу" и тяжелое ранение
"В 1997–1998 году я в основном жил с прадедом, меня часто к нему привозили. У нас вся семья много работала: и мои родители, и бабушка — дочь прадеда. Он был героем фронта, а моя прабабушка — героем тыла. В детстве каждое 9 Мая и 23 Февраля я отмечал вместе с прадедом. Он надевал свой пиджак гражданский, все свои медали и ордена. Он у меня ранен в ногу был — как раз на украинском фронте", — рассказал Француз.
"Можно сказать, что я выбрал для себя путь военного по примеру моего прадеда. Его военную историю я знал очень хорошо, с детства рассматривал медали и расспрашивал деда, за какие подвиги они получены. Все его награды я сохранил в целости до сегодняшнего дня", — отметил Француз.
Боевой путь его прадеда начался с большой битвы: он участвовал в освобождении Сталинграда. Позже воевал на украинском фронте, освобождая советскую и европейскую землю от фашистов. За свои подвиги прадед получил две медали "За Отвагу". Первую — за успешное форсирование Днепра, когда был сержантом. В тот день, несмотря на ранение, вывел всех бойцов, свое отделение и союзников, целыми при переходе реки.
Вторую медаль дед получил за взятие немецкого "языка". Им оказался офицер, который выдал важную информацию о местах расположения противника. Именно это позже позволило активно продвигаться советским войскам на немецкие рубежи. Позже прадед Француза получил медаль за Победу над фашистской Германией. Уже позже, в Варшаве, боец пошел на курсы лейтенантов. Но, так как был трижды ранен и дважды ранения были тяжелыми, его признали не пригодным к строевой службе.
"Так дед стал инвалидом боевых действий. Участник, ветеран и инвалид — как и у меня получилось в итоге. Если проводить дальнейшую аналогию — дед у меня был пулеметчиком, а я — снайпер. Достаточно похожий у нас принцип работы. После ранения в 2022 году, когда я врезался в танк ВСУ, я отказался от прохождения военной комиссии и быстро улетел туда, где был нужен", — поделился Француз.
"Самое сложное — быть вдали от дома и семьи"
Сам Француз — этот позывной он получил из-за своего "иностранного" имени — служит в 155-й отдельной гвардейской ордена Жукова бригаде морской пехоты ТОФ в группе тяжелых снайперов, командир которого — Герой России с позывным Ярый.
"В школе мне всегда лучше давались точные науки: физика, алгебра, геометрия. Это в будущем серьезно помогло мне с моей профессией. После школы я поступил в Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского на факультет водных видов спорта. Там я проучился до второго курса, после чего узнал о событиях, которые происходили на Украине и пограничных территориях. После этого ушел из университета и пошел в армию. Произошедшая в то время ситуация меня очень расстроила, так как моя мама из Лисичанска (город в ЛНР — прим. ТАСС), где уже тогда шли бои. Это и стало началом моего боевого пути. В итоге я поехал в ЛНР добровольцем. Хотелось посмотреть там мамин дом, что от него осталось", — рассказал боец.
Основные бои у Француза были в Донбассе — примерно с 2014 по 2016 год. Там его тяжело ранили, и он ушел на лечение. В 2017 году поехал в Сирию, где участвовал во взятии Алеппо. А уже с начала 2022 года поехал для участия в специальной военной операции, на украинский фронт.
"Самое сложное для меня — это отдаленность от дома. Грустишь по родным, по семье. А в остальном уже привык ко всему. Тут тоже есть жизнь — в основном между штурмами. Мы стараемся и там организовать свой быт — отмечаем Новый год, дни рождения, накрываем стол, хоть и небогатый и без алкоголя. Самое приятное — это когда после штурма встречаешь всех тех, кого видел до него. Когда никого не потерял. Такая же жизнь, ходим за продуктами, ведем свой быт", — поделился снайпер.
Сейчас он продолжает помогать в военном деле — участвует в строительстве центра подготовки снайперов "Восточный" в пригороде Владивостока.
"Сейчас лечусь после серьезного ранения, которое получил под Угледаром, — не исключено, что вплоть до инвалидности. В ноге застряло около 350 осколков, до сих пор на реабилитации. Все равно останусь в строю. Хоть и горжусь, что служу в морской пехоте, возможно, в бои уже ходить не смогу", — рассказал боец.
"Главное — не допускать панического страха"
Командир группы тяжелых снайперов Ярый в ходе спецоперации получил ряд наград, самыми значимыми из которых стали "Герой России" и "Герой ДНР". При этом, как отмечает морпех, командир никогда не говорит, что это — его личные награды, а всегда называет их наградами всей группы.
"Это большая редкость — когда командир не ставит себя выше подчиненных, а идет с ними рядом. Я мало видел майоров в окопах, и вот он — один из них, всегда ходил с нами. Хотя мог не ехать вообще", — подчеркнул боец.
Тем, кто ведет боевые действия сейчас или только собирается на фронт, Француз высказал несколько пожеланий. "Для того, кто собирается в зону боевых действий, главное — не бояться. Страх должен присутствовать — разумный, в меру. Однако панический страх пойдет только во вред. Нужно всегда думать собственной головой. Парням, которые сейчас там, — сил, здоровья и колоссального терпения. Огромное спасибо и тем, кто помогает нам в тылу, оказывает свою поддержку в любой точке страны", — завершил свой рассказ боец.
Медали и ордена прадеда морпех решил передать в музей Тихоокеанского флота — чтобы история, скрупулезно зафиксированная в военных удостоверениях, бережно сохраненных наградах, жила и дальше — уже в стенах военно-исторического учреждения.
Валерия Фадеева