о творчестве поэта Евгения Винокурова и композитора Андрея Эшпая

20 часа(ов) назад 6
ARTICLE AD BOX

«Два фронтовика — поэт Евгений Винокуров и композитор Андрей Эшпай — в шесть четверостиший и две с небольшим минуты звучания запечатали, точно как в капсулу времени для потомков, всю боль той Великой Войны. Войны, что разорвала плоть времени Отечества нашего навсегда — на до и после».

Мир вечный, мир живой... Должен бы помнить. Да вот только не помнит. Не всегда.

Фронтовики, поколения, прошедшие сквозь огонь, оставили нам ясное и простое своё завещание: «Живите. Живите во всю мощь. На нас не оглядывайтесь — нас нет, чтобы были вы. Только ничего в жизни той, отвоёванной у смерти, не забывайте. Потому как забвение — и есть сама смерть...»

И мы помнили, что было сил. Помнили. Хоть и били нас ногами. По голове. Дабы память из той головы вышибить. Не получилось. Здесь. А там, за Вислой сонной, — там получилось. Чёрт его знает, как оно всё в мире устроено, — правда по углам ютится, ложь на ложе чужом почивает, нимало о том не беспокоясь.

Два фронтовика — поэт Евгений Винокуров и композитор Андрей Эшпай — в шесть четверостиший и две с небольшим минуты звучания запечатали, точно как в капсулу времени для потомков, всю боль той Великой Войны. Войны, что разорвала плоть времени Отечества нашего навсегда — на до и после. И нет того шрама страшнее. И не зажить ему.

В песне одного четверостишия нет...

У песни свои законы.

И всё же...

Пылает свод бездонный

И ночь шумит листвой

Над тихой Малой Бронной,

Над тихой Моховой...

Свод бездонный, свод, пылающий в вечности и в ночи, — он и есть негасимый огонь по всем павшим. Утро ли, тьма ль кромешная — зарево той Великой Войны простёрто над нами, как плат, укрывающий от зла, как плащаница жизни вечной, дарованной за великие муки и немыслимые страдания.

Евгений Винокуров ушёл на фронт в неполные 18 — командиром артиллерийского взвода, сразу после училища. Воевал в составе 4-го Украинского, Победу встретил в Силезии. Было ему неполных 20 лет.

Андрей Эшпай в 1943-м ушёл в Чкаловское пулемётное училище, после был откомандирован на курсы военных переводчиков. Воевал в составе 1-го Белорусского, Победу встретил в Берлине. И было ему без шести дней полных 20.

Вдумайтесь. Просто мальчишки. По нынешним временам и вовсе дети. Хотя... Так скоро времена меняются ноне...

И вот эти мальчишки...

Чуть повзрослев...

Стихи Эшпай положил на музыку специально для Марка Бернеса, под его голос, под его умение рассказать чуть не шёпотом простую историю о том, как удержались на самом краю, Землю закрутив обратно. Удержались, только вот...

Друзьям не встать. В округе

Без них идёт кино.

Девчонки, их подруги,

Все замужем давно...

Собственно, текст стихотворения Эшпаю Бернес и принёс. Лично в руки. Это уж потом Эшпай с Винокуровым встретились, подружились. А тогда... Лучше прямо его, Андрея Эшпая, словами:

«Я был ошеломлён... Всё, о чём писал незнакомый мне тогда поэт Евгений Винокуров, было у меня в жизни! И сонная Висла, и весенняя сырая земля, и улица — Бронная… Брат Валя, который не вернулся с войны, погиб под Ленинградом. А мама всё ждала и ждала его возвращения до последних своих дней… Была и девушка, которая не дождалась…»

Мы помним.

Нам на роду написано.

Мир, который спасённый, всё чаще не помнит. Всё чаще отмахивается. Всё чаще закрывается от света солнечного рукой. Ну даровано... Ну да... Что-то было такое... И что? Век вам в ноги кланяться прикажете?!

Так живёт «мир».

Да и живёт ли?

Вот какое дело.

Вот до чего, до каких чертей рогатых они допомнились.

Ну так отольётся.

Бог — не Тимошка.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Читать всю статью