ARTICLE AD BOX
«Два фронтовика — поэт Евгений Винокуров и композитор Андрей Эшпай — в шесть четверостиший и две с небольшим минуты звучания запечатали, точно как в капсулу времени для потомков, всю боль той Великой Войны. Войны, что разорвала плоть времени Отечества нашего навсегда — на до и после».
Мир вечный, мир живой... Должен бы помнить. Да вот только не помнит. Не всегда.
Фронтовики, поколения, прошедшие сквозь огонь, оставили нам ясное и простое своё завещание: «Живите. Живите во всю мощь. На нас не оглядывайтесь — нас нет, чтобы были вы. Только ничего в жизни той, отвоёванной у смерти, не забывайте. Потому как забвение — и есть сама смерть...»
И мы помнили, что было сил. Помнили. Хоть и били нас ногами. По голове. Дабы память из той головы вышибить. Не получилось. Здесь. А там, за Вислой сонной, — там получилось. Чёрт его знает, как оно всё в мире устроено, — правда по углам ютится, ложь на ложе чужом почивает, нимало о том не беспокоясь.
Два фронтовика — поэт Евгений Винокуров и композитор Андрей Эшпай — в шесть четверостиший и две с небольшим минуты звучания запечатали, точно как в капсулу времени для потомков, всю боль той Великой Войны. Войны, что разорвала плоть времени Отечества нашего навсегда — на до и после. И нет того шрама страшнее. И не зажить ему.
В песне одного четверостишия нет...
У песни свои законы.
И всё же...
Пылает свод бездонный
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой...
Свод бездонный, свод, пылающий в вечности и в ночи, — он и есть негасимый огонь по всем павшим. Утро ли, тьма ль кромешная — зарево той Великой Войны простёрто над нами, как плат, укрывающий от зла, как плащаница жизни вечной, дарованной за великие муки и немыслимые страдания.
Евгений Винокуров ушёл на фронт в неполные 18 — командиром артиллерийского взвода, сразу после училища. Воевал в составе 4-го Украинского, Победу встретил в Силезии. Было ему неполных 20 лет.
Андрей Эшпай в 1943-м ушёл в Чкаловское пулемётное училище, после был откомандирован на курсы военных переводчиков. Воевал в составе 1-го Белорусского, Победу встретил в Берлине. И было ему без шести дней полных 20.
Вдумайтесь. Просто мальчишки. По нынешним временам и вовсе дети. Хотя... Так скоро времена меняются ноне...
И вот эти мальчишки...
Чуть повзрослев...
Стихи Эшпай положил на музыку специально для Марка Бернеса, под его голос, под его умение рассказать чуть не шёпотом простую историю о том, как удержались на самом краю, Землю закрутив обратно. Удержались, только вот...
Друзьям не встать. В округе
Без них идёт кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно...
Собственно, текст стихотворения Эшпаю Бернес и принёс. Лично в руки. Это уж потом Эшпай с Винокуровым встретились, подружились. А тогда... Лучше прямо его, Андрея Эшпая, словами:
«Я был ошеломлён... Всё, о чём писал незнакомый мне тогда поэт Евгений Винокуров, было у меня в жизни! И сонная Висла, и весенняя сырая земля, и улица — Бронная… Брат Валя, который не вернулся с войны, погиб под Ленинградом. А мама всё ждала и ждала его возвращения до последних своих дней… Была и девушка, которая не дождалась…»
Мы помним.
Нам на роду написано.
Так живёт «мир».
Да и живёт ли?
Вот какое дело.
Вот до чего, до каких чертей рогатых они допомнились.
Ну так отольётся.
Бог — не Тимошка.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.