Лукьянов: Украинская коллизия — следствие кризиса системы, заложенной в Ялте

2 часа(ов) назад 7
ARTICLE AD BOX

Восьмидесятилетие Ялтинской конференции, которая заложила основы международного устройства после Второй мировой войны, выпадает на удивительный момент. В Соединенных Штатах, которые несколько десятилетий занимали позицию мирового гегемона, культурная революция. Администрация Дональда Трампа не просто меняет концептуальные подходы, а расширяет пространство возможного в принципе. То, что казалось немыслимым, провозглашается официально и даже принимается как руководство к действию. И дело не в конкретных сюжетах, а в мировоззрении - как может и должен быть устроен мир.

 Украинская коллизия - следствие кризиса системы, заложенной в Ялте

© Российская Газета

Россия, как и многие другие государства, выражает неудовольствие состоянием дел после холодной войны. По окончании двухполюсной конфронтации ялтинско-потсдамская модель, формально сохранившаяся в дизайне ООН, по сути, закончилась - внутри системы исчез баланс. Попытка приспособить институты, ставшие результатом договоренностей в конце мировой войны, к американской гегемонии не пошли на пользу ни институтам, ни гегемону. Осознание тупика стало одной из причин перемен, которые происходят в восприятии Америкой своего места в мире. Позволяют ли процессы в Вашингтоне рассчитывать на договоренности о принципах международного общежития? Так получилось, что в их центре украинский вопрос, и именно его урегулирование могло бы стать основой для мировой перестройки. Или нет?

Американский истеблишмент осознал, что США нецелесообразно быть повсюду

Острое противостояние России и Запада на Украине, безусловно, значимо для международного положения, но не является конфликтом, эквивалентным мировой войне. Мир не исчерпывается евроатлантическим пространством и связанными с ним проблемами. Украинская коллизия - следствие кризиса системы, заложенной в Ялте. И ее главные участники - те же, что и тогда. Но быстро растущая роль в мировой политике и экономике принадлежит государствам, которые, скажем мягко, не обладали решающим голосом 80 и даже 35 лет назад. Показательно поведение Китая, который считает украинскую тему достаточно важной, чтобы обозначать свое присутствие, но уклоняется от прямой вовлеченности.

Гипотетические договоренности в рамках украинского урегулирования принципиальны с точки зрения отношений России и США/Запада, и это само по себе - фактор мирового значения, но далеко не единственный.

В публичном обиходе принято называть ялтинские переговоры "большой сделкой", что умаляет их значение. Этой "сделке" предшествовала самая кровопролитная в истории мировая война. Конечно, геополитическое соперничество испокон веку предусматривало размены самого разного рода, нередко циничные по природе. Но человеческая цена, заплаченная за ту победу, несравнима ни с чем. Как и вопиющая антигуманность поверженной идеологии. Из-за такого сочетания факторов созданная тогда система и работала в целом эффективно относительно долго - ее моральный фундамент был солидным.

Сегодня слово "сделка" вновь в ходу с легкой руки президента США. И его принципиальная готовность к подобному типу отношений вызывает интерес, особенно на фоне догматической упертости предшественников. Но нельзя забывать, что трамповское толкование сделки имеет мало общего с тем, как ее понимают в общественно-политическом контексте.

Как бизнесмен, Трамп нацелен на быстрый практический результат, любой уход в детали - трата времени и отвлечение от сути. Заявить свой интерес, а также обозначить, что он считает законным интересом партнера (то есть на что сам готов пойти) - вот содержание подхода. И далее добиваться реализации и первого, и второго. И главное: сделка - это и есть цель. Заключили - закрыли вопрос. К международной политике это применимо, когда речь идет об отношениях с заведомо более слабым и зависимым контрагентом. Трамп потренировался на Колумбии или Панаме. До некоторой степени такой подход можно попробовать на Ближнем Востоке. Во-первых, ключевые игроки там глубоко интегрированы в систему разнообразных связей с США. Во-вторых, основные противоречия настолько тупиковы, что кое-кто готов согласиться на переворачивание доски. Совершенно не обязательно, что это что-то даст.

Украинская коллизия - следствие кризиса системы, заложенной в Ялте

Что же касается давних сложных конфликтов с культурно-историческими корнями и геополитическим разворотом, как украинский, подход Трампа бессилен. Это, однако, не означает, что происходящее не содержит полезного потенциала. Стоит вернуться к началу - о культурной революции. Трамп отказывается от ключевого компонента: убеждения, что американская гегемония - это управление всем миром. В его понимании гегемония - способность добиться реализации (силой или другими средствами) конкретных интересов. Осознание американским истеблишментом, что Америке нецелесообразно быть повсюду - основание для возможного разговора о сферах интересов. Это и было предметом дискуссий в Ялте и Потсдаме. Сегодня такой разговор будет совершенно другим, а может, и вообще закончится, не начавшись. Но шанс на него немного увеличился по сравнению с тем, что было три-четыре месяца назад.

Читать всю статью