ARTICLE AD BOX
Китайцы не успокоятся, пока их ВВС будут безоговорочно лучшими на планете. Причем по всем параметрам. Уже скоро у Китая появится истребитель-невидимка шестого поколения и самый зоркий самолет-радар. Но этого мало: китайские военные инженеры готовят к испытаниям стратегический бомбардировщик-невидимку H-20. Считается, что он может полностью изменить облик современной воздушной войны.
H-20, который будет принят на вооружение уже через несколько лет, сможет наносить удары на большие расстояния. Западные военные аналитики уже признались, что недооценили авиационные возможности Китая, и H-20 может появиться даже раньше обещанного срока.
H-20 спроектирован как «летающее крыло» (то есть у него нет привычного фюзеляжа), то есть напоминает американский B-2 Spirit. Разработчики самолета сделали упор на малозаметность за счёт уменьшенного радиолокационного поперечного сечения, что позволяет уклоняться от передовых систем ПВО, пишет в своем обзоре издание Army Recognition.
У бомбардировщика будет поистине гигантский радиус действия, превышающий 10 тысяч км. То есть, вылетев, скажем, из Пекина, самолет сможет поразить цели почти на всем Западном побережье США (по крайней мере, севернее Лос-Анджелеса) и на территории всей Австралии.
Причем дальность H-20 можно увеличить, если обеспечить дозаправку в воздухе. Поэтому не стоит удивляться, почему новый китайский бомбардировщик вызвал такую панику на Западе. А ведь H-20 сможет нести как ядерные, так и обычные боеприпасы, в том числе противокорабельные и противотанковые ракеты
Американский военный теоретик Эрл Эллис еще в начале XX века сформулировал теорию «островных цепей» в Тихом океане. Сначала ее использовали во время Второй мировой войны, когда США противостояли Японии. Теперь же стратегема приобрела второе дыхание из-за геополитического противостояния США и Китая в Тихом океане.
Так вот, Первая островная цепочка протянулась от южной оконечности Японии на юго-запад до Малайзии и Филиппин. Вторая островная цепочка - от Японии на юго-восток уже до Индонезии. Третья цепочка - от Алеутских островов до Новой Зеландии.
Теория Эрла Эллиса описывала американские рубежи обороны в Тихом океане: вдоль цепочек строили военные базы и проводили военно-морские учения. Но появление у китайцев бомбардировщика H-20 делает концепцию, существовавшую сотню лет, бесполезной. Любые «цепочки» и «рубежи» бессмысленны, когда гигантский самолет невидимым может пересечь весь Тихий океан.
Разработка бомбардировщика свидетельствует о сдвиге в военной доктрине Китая, переходе от региональной к глобальной проекции силы, констатирует Army Recognition. H-20, пришедший на смену устаревшему семейству бомбардировщиков H-6, станет в ближайшие годы главной ударной силой ВВС НОАК.
Причем новейший китайский самолет по всем параметрам превосходит, скажем, американский аналог B-2 Spirit, созданный еще в восьмидесятые годв7 Да, конечно, американский самолет тоже малозаметный и имеет (после всех модернизаций) передовую авионику. Но H-20 впитал в себя все преимущества десятилетий технологического прогресса с момента появления B-2.
Появление H-20 - это не только отражение амбиций Китая, но и часть более масштабной трансформации всей его аэрокосмической промышленности. За последние два десятилетия Китай превратился из импортёра технологий в лидера военной авиации, на равных конкурирующего с США, Россией и Евросоюзом.
Государственная корпорация авиационной промышленности Китая (AVIC), словно пулемет, выпускает год за годом новейшие модели: истребитель-невидимка Chengdu J-20, тяжёлый транспортный самолёт Y-20, множество беспилотников... J-20, например, был первым китайским истребителем пятого поколения и прямым конкурентом американских F-22 и F-35 по таким параметрам, как малозаметность, авионика и сверхзвуковые возможности.
Причем массовое производство J-20 подчёркивает способность Китая внедрять самые современные технологии в больших масштаба. Журнал The Diplomat подсчитал: китайцы за 15 лет сумели выпустить не менее 300 истребителей Chengdu J-20, и темпы не снижаются. В то время как американцы за 17 лет производства F-22 смогли выпустить лишь около 200 таких самолетов.
Способность Китая производить качественную, но дешевую и доступную технику, особенно пригодилась в случае с беспилотниками. Китай добился мирового признания благодаря дронам серий Wing Loong и Caihong. Они экспортируются в десятки стран мира и применяются в конфликтах по всему миру.