Как организовать эффективные медосмотры трудовых мигрантов

2 часа(ов) назад 4
ARTICLE AD BOX

Экономика России пока не может обойтись без привлечения трудовых мигрантов. Сложившийся дефицит кадров связан не только с ее ростом. Свою роль сыграли "демографическая яма" 1990-х, снижение престижа рабочих профессий у молодежи с одновременным ростом популярности офисных "специальностей", перепрофилирование профтехучилищ. Реальный сектор экономики вынужден использовать иностранную рабочую силу, что создает необходимость четкого регулирования в данной сфере.

Как организовать эффективные медосмотры трудовых мигрантов

© Российская Газета

О том, что законодательство нуждается в совершенствовании, особенно в силу новых вызовов, говорят последние инициативы. Так, в декабре 2024-го депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтениях закон о запрете зачислять в школы детей мигрантов, не знающих русского языка.

А в январе 2025 года Минздрав РФ предложил штрафовать клиники и врачей за нарушение порядка обязательного медицинского освидетельствования мигрантов. Оно предусмотрено ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Иностранцев проверяют на употребление наркотиков и психотропных веществ (без назначения врача), потенциально опасных психоактивных веществ, на наличие инфекций, опасных для окружающих, в том числе ВИЧ-инфекцию.

Ответственность мигранта за уклонение от прохождения медосвидетельствования предусмотрена КоАП РФ: штраф от 2000 до 4000 рублей с выдворением за пределы РФ или без такового. Однако ответственность для медиков в кодексе не предусмотрена. Этот пробел и стремится восполнить Минздрав. Проект предусматривает введение штрафа для должностных лиц до 100 тысяч рублей, для медорганизаций - до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

"Несмотря на принимаемые меры по контролю в сфере миграции, значительная часть иностранных граждан не проходит медицинское освидетельствование, а при выявлении у них опасных инфекций скрываются от госорганов", - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Тем самым они нарушают режим пребывания иностранных граждан на территории РФ и повышают риск распространения инфекционных заболеваний в нашей стране.

Штрафы врачам и медучреждениям предлагается выносить за каждое нарушенное медосвидетельствование мигранта по отдельности, говорится в законопроекте, публичное обсуждение которого проводится на портале проектов нормативных правовых актов. И отклики уже пошли. Так, в Совете по правам человека при президенте (СПЧ) подчеркнули, что нарушение закона всегда должно преследоваться, а наказание должно быть неотвратимым.

Но в СПЧ напомнили, что в УК РФ имеется статья 327, предусматривающая ответственность за использование заведомо подложного документа. Предусмотрена и ответственность за действия врачей госмедучреждений - в таком случае образуется состав преступления по статье 292 УК РФ (служебный подлог), а действия врача, в том числе из частной клиники, квалифицируются по статье 204 УК РФ (коммерческий подкуп).

В СПЧ призвали доработать законопроект, посчитав, что пока он сводится "к усилению административной ответственности за данное нарушение и расширению круга лиц и организаций, несущих такую ответственность".

"Однако в проекте не конкретизирована ответственность лиц и организаций, привлекающих трудовых мигрантов, за организацию прохождения последними медицинского освидетельствования", - говорится в заявлении СПЧ.

Вступивший в дискуссию глава Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов предложил запретить проводить в частных клиниках обязательное медицинское освидетельствование мигрантов, в том числе на ВИЧ-инфекцию.

"К сожалению, значительная часть иностранцев фактически не проходит обязательное медосвидетельствование в России и тем самым повышает риск распространения инфекционных заболеваний по стране. Такой формальный подход возможен за счет того, что трудовые мигранты зачастую выбирают частные клиники и проходят медосвидетельствование чисто на бумаге", - пояснил Сергей Леонов.

Депутат предложил "полностью перевести все медосвидетельствования мигрантов под государственный контроль", поскольку в этом случае, по его словам, "мы снизим количество нарушений или сведем их до нуля, а также обеспечим дополнительные поступления средств в казну государства".

В свою очередь участники медицинского рынка говорят, что идея возложить обязанности по медосмотру всех трудовых мигрантов только на госучреждения не учитывает определенные риски, в том числе возможное недовольство пациентов и врачей, на которых ляжет дополнительная нагрузка. Чрезмерное закручивание "законодательных гаек", ужесточение на рынке платных услуг вряд ли приведет к положительным результатам, считает руководитель Комитета по здравоохранению НОО "Опора России", генеральный директор сети многопрофильных клиник "Смитра" Петр Смиренко. Действовать нужно точечно, а не бить в целом по отрасли.

"Тема "медосмотра на бумаге" - это по большей части информационный шум, по факту не имеющий под собой никакой доказательной базы, - такое мнение озвучил Петр Смиренко. - Вот, если доказательства будут предъявлены и в конкретной клинике выявят данные нарушения, то тогда и надо применять меры, но точечно, исключительно против этого медучреждения. Почему за единичные случаи должны отвечать все? Частные клиники, особенно крупные, дорожат своей репутацией, и никогда не пойдут на такие нарушения".

Есть и такая идея: медосмотры мигранты будут проходить в спецкабинетах миграционных центров.

Напомним, что к государственным и частным медицинским организациям предъявляются абсолютно идентичные лицензионные требования. Однако если частные клиники вольны сами регулировать поток пациентов, то госучреждения обязаны принимать всех, кто имеет право на оказание медпомощи, причем в кратчайшие сроки. Соответственно, государственные клиники имеют несравнимо большую нагрузку. Финансируются они из бюджета, то есть за счет наших налогов.

Сфера оказания государственных медуслуг сейчас модернизируется, и пока не во всех регионах данный процесс близок к своему завершению. На местах не всегда полностью укомплектован штат врачей, не везде хватает оборудования, а пациентам приходится, порой, долго ждать записи к узким специалистам. Возникает вопрос: готовы ли государственные клиники к дополнительной нагрузке в виде нескольких миллионов иностранных граждан, которые, как предполагается, будут ежегодно проходить в них медосмотр?

Не обернется ли ростом заболеваемости пересечение в одних и тех же зданиях больших потоков иностранцев и россиян? Ведь во многих странах бывшего СССР календарь вакцинации отличается от российского. Нельзя исключать, что извне могут быть завезены некоторые инфекции. Государственные медучреждения посещают пожилые люди, дети, пациенты с ослабленным иммунитетом. А в структуре выявления заболеваний среди мигрантов на первом месте - туберкулез, в том числе и в открытой форме, ВИЧ и т.д. И встреча с такими заболеваниями, а также с теми, которые в нашей стране считаются побежденными, может не лучшим образом отразиться на здоровье граждан России.

Читать всю статью