ARTICLE AD BOX
Редкий случай, когда главной проблемой спектакля является его название. По мне, так "Зимний сад" – это, в первую очередь, знаменитый хит Алексея Глызина. Что речь идет о комедии Чехова – я бы точно подумал в последнюю очередь. Но ладно. Что же нас ждет? В аннотации к спектаклю сказано: "Действие происходит в зимнем, замерзшем вишневом саду. Там, где во льдах навечно остановилось время, застыли мгновения прошлого, дорогие сердцу воспоминания и горечь утрат". Ладно, забываем про Глызина, смотрим спектакль и уже в антракте начинаем мучиться над вопросом: "А почему все-таки "Зимний сад"?" И не только я мучился. В фойе эту тему обсуждали чаще всего. Ибо то, что мы увидели на сцене – совершенно не соответствовало аннотации. Да, в самом начале доносились звуки стужи, да, в первые несколько минут герои говорили, что им холодно. Да, над сценой нависал огромный белый кусок ткани, который в определенные моменты действительно напоминал исполинский кусок льда (хотя лично мне поначалу показалось, что эта ткань – спрут или осьминог, нависающий над сценой, и это нагоняло немного жути). Но и все. Зима и холод шли очень короткими фрагментами, судя по всему, для того, чтобы исключительно оправдать название. То, что мы увидели на сцене – был старый добрый "Вишневый сад". Притом – реально очень хорошо поставленный. Зачем нужно было менять название – неясно (единственная версия, которая приходит на ум: для того, чтобы мы это обсуждали в антракте). За свою долгую театроведческую жизнь я видел около 60 вариантов "Вишневого сада". Самый первый – на Таганке в постановке Эфроса с Аллой Демидовой в главной роли. Но при этом хочу отметить, что именно у Аскара Галимова была самая лучшая Раневская из всех. Пригласить на эту роль Алину Ходжеванову, достаточно молодую актрису с немного "кукольной" внешностью – было смелым решением, но оно оправдалось на все 100 процентов. Она создала уникальный наивный, инфантильный и при этом немного инфернальный образ. В определенные моменты вообще казалось, что Раневская и не человек вовсе, что перед нами неприкаянная душа, восставшая из гроба. Тем более, что и платье ее напоминало классические английские хорроры. Если актрисе дать в руки окровавленный нож – то хоть сейчас можно в ужастиках снимать. И этот образ идеально лег на чеховский текст. Ее героиню буквально бросало из огня да в полынью, вот она смеется детским заливистым смехом, а буквально через секунду перед нами самая настоящая истерика, притом непонятно – человеческая или потусторонняя. В моем личном хит-параде Алина Ходжеванова – Раневская – лучшая женская роль в этом сезоне. Но стоит отметить и других актеров: Артемий Болучевский – Петя Трофимов, Карен Мартиросян – Гаев (кстати, интересное сочетание, когда сестра кукольной славянской внешности, а ее родной брат – типичный яркий армянин). Ну и, конечно же, Народная артистка России Антонина Кузнецова в роли Фирса. Вообще удивительно, но в этом сезоне – уже второй "Вишневый сад", где основной акцент делают как раз на Фирса. Конечно, переплюнуть образ, созданный Юрием Горбуновым в спектакле "Чеховъ. Вишневый садъ. Нет слов" в СТИ – очень сложно, но Аскар Галимов и не пытался соревноваться с Сергеем Женовачем. У Галимова получился свой Фирс. И, несмотря на то, что к персонажу обращались в мужском роде, было понятно, что перед нами именно женщина, пусть и в мужском костюме. И это действительно интересный подход. У Женовача Фирс был как бы частью пространства "Вишневого сада", у Галимова, можно сказать, это мать-прародительница, притом не только этой дворянской усадьбы, но всего времени. Тоже символ, но совершенно другой. Более трогательный, нежный. И если у Женовача последнее появление Фирса ставило точку в истории, то у Галимова – это, скорей, многоточие. Уместней всего сравнить финальную сцену спектакля с окончанием фильма "Унесенные ветром", где главный герой уходит в туман. Здесь примерно такая же мистика, пугающая, но дающая определенную надежду. Аскар Галимов великолепно умеет показывать на сцене безысходность (как это было в "Утиной охоте"), но здесь он немного "щадит" зрителя, все-таки давая ему некоторый лучик света. И это, несомненно, хорошо. Надежда нам действительно нужна. Есть трагедия, но нет депрессивности. В целом – перед нами действительно мощная постановка с ювелирно проработанными характерами, построенная на контрастах (иногда немного шокирующих). Но (!) к концепции, которую изначально объявил режиссер, имеющая слабое отношение. Это хорошо поставленный не "Зимний" а именно "Вишневый сад". Идти, несомненно, надо! Увидеть реально гениальную Раневскую – уже огромное событие. Ну а то, что содержание не соответствует названию, не страшно. Простим талантливому режиссеру эту ошибку и планируем на 11 марта поход в "Ой театр".