ARTICLE AD BOX
В Минобороны России рассказали и показали, как на красноармейском направлении (возле города Покровск в ДНР) применяют новый зенитный ракетный комплекс "Гибка-С". Это не совсем обычный комплекс, поскольку пришел в Сухопутные войска с флота.
Изначально "Гибкой" стали вооружать корабли и малые катера. В морском исполнении такие комплексы стоят, к примеру, на малых артиллерийских кораблях "Астрахань" и "Волгодонск", а также на большом противолодочном корабле "Вице-адмирал Кулаков". Поэтому при создании сухопутного варианта разработчики использовали уже готовые компоненты корабельного 3М-47 "Гибка".
Платформой для сухопутной "Гибки-С" служит бронеавтомобиль "Тигр-М". Разработчики выбрали наиболее рациональное шасси для расположения зенитки. "Тигр" неприхотлив, всепогоден и многофункционален. Не боится ни болот, ни пустыни, ни холодов. По пересеченной местности способен двигаться со скоростью до 90 км/ч, а по шоссе - до 140 км/ч.
Теперь комплекс применяется в зоне СВО. Он предназначен для уничтожения низколетящих целей противника, о чем говорит потолок стрельбы в 2 км. Дальнобойностью "Гибка-С" тоже не может похвастать - до 6 км. Но в то же время комплекс способен максимально быстро обнаружить воздушную цель. Время реакции на угрозу с неба составляет чуть более одной секунды. Конструкторы подчеркивают, что "Гибка-С" может поразить любую низколетящую цель, движущуюся на скорости до 400 м/с. А это именно те характеристики, которые необходимы для эффективного уничтожения дронов.
Немаловажно, что "Гибка-С" может стрелять, находясь в движении. На скорости до 30 км/ч комплекс бьет практически так же точно, как и в неподвижном состоянии. Это особенно важно при прикрытии перемещения воинских подразделений и автоколонн. Комплекс может вести огонь ракетами ПЗРК "Игла-С" и "Верба".
Кроме пусковой установки, на бронеавтомобиле размещена система запуска дымовых гранат "Туча" - для постановки аэрозольных дымовых завес в целях маскировки.
Экипаж боевой машины - водитель, командир отделения и два стрелка-зенитчика. Все необходимое для боевой работы оборудования находится внутри автомобиля, так что бойцам не нужно даже высовываться из-за бронезащиты. К тому же "Гибка-С" отличается высокой степенью автоматизации: поиск целей выполняется практически без участия человека.
Прямая речь
Владислав Пушин, командир расчета комплекса "Гибка-С", младший сержант:
- Работаем на комплексе ПВО ближнего действия. Засекаем и обнаруживаем цели на расстоянии до 10 километров, а отрабатываем - на удалении до 6 километров. Машина показывает себя хорошо. Сбивали воздушные цели и ночью, и днем. Дневные были цели - "Фурия" и "Валькирия" (украинские разведывательные беспилотники. - Прим. "РГ"). А ночные - мультикоптеры и "Баба-яга" (украинский промышленный гексакоптер, переделанный под военные нужды. - Прим. "РГ"). Переносной зенитный ракетный комплекс "Верба", который применяется на "Гибке-С", имеет три канала. Мы можем и в ультрафиолете, и на тепло наводиться, и по целевому спектру. Камеры оснащены тепловизором.
Ярослав, командир взвода:
- "Гибка-С" может работать и одна. Но лучше, когда она работает в паре с машиной разведки. Потому что разведмашина дальше видит. Она обнаруживает воздушные цели на расстоянии до 30 километров. После чего передает по засекреченной радиосвязи, выдает целеуказание на боевые машины. Радиолокационная станция видит обнаружение цели заблаговременно. То есть машина заранее знает скорость, высоту и дальность летящей цели. И когда цель заходит в зону поражения, "Гибка-С" благополучно ее уничтожает. То есть к прилету цели все готовы.