ARTICLE AD BOX
Свыше 400 тыс. неиспользуемых единиц подвижного состава создают заторы на путях РЖД — из-за этого начала замедляться скорость движения.
Средняя скорость движения поездов по всей сети РЖД за год упала на 2 км/ч — с 37,6 км/ч в 2023 году до 35,7 км/ч по итогам 2024-го. Причина этого — более 400 тыс. неиспользуемых грузовых вагонов, которые скопились на путях и тормозят доставку. Это около трети всего парка РЖД. Сегодня для перевозок грузов нужно только 970 тыс. вагонов при наличии 1,38 млн, рассказали в РЖД. Как железные дороги будут решать проблему — в материале «Известий».
Почему снизилась скорость грузовых поездов
РЖД сообщило о рекордном числе вагонов, не задействованных в перевозках, которые тормозят доставку грузов. Особенно это влияет на движение грузов по лимитированным направлениям, в частности по Восточному полигону (Транссиб и БАМ), который стал «воротами» в Китай.
— Постоянное наращивание парка вагонов привело к тому, что мы имеем 1,382 млн вагонов, находящихся на путях общего пользования, — рассказал заместитель генерального директора РЖД и начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков.
По данным профильного Института экономики и развития ж/д транспорта, для нынешнего объема грузов в стране необходим парк в 970 тыс. штук. Таким образом, свыше 400 тыс. вагонов лишние.
По словам Михаила Глазкова, они «съедают» пропускные способности железных дорог. Такого никогда не было, ни во времена Министерства путей сообщений (МПС), ни в РЖД.
Причем, по его словам, 56% излишнего парка — это полувагоны для перевозки насыпных минеральных грузов, в первую очередь угля и руды. А так как ни один километр РЖД не построен для отстоя избыточного парка, а все пути задействованы для технологических операций, то заторы из вагонов создают существенные проблемы, в особенности на направлениях с дефицитом пропускной способности. Это Восточный полигон (Транссиб, БАМ), а также северо-западное, юго-западное и южное направления.
— Мы проводили исследования и выяснили, что 50 тыс. неиспользуемых вагонов на путях общего пользования замедляют участковую скорость перевозки на 1−2 км/ч, — продолжил Михаил Глазков. — Если скорость переводить в локомотивные бригады, то получается, что необходимо 120−140 дополнительных локомотивов для перевозки того же объема груза и 600−650 бригад.
По данным РЖД, в октябре 2024-го порядка 400 пустых поездов в РФ одномоментно следовали навстречу загруженному подвижному составу, а это 39 тыс. порожних вагонов. В результате участковая скорость (она характеризует движение поездов между станциями с учетом остановок и оборота вагонов) на сети РЖД в прошлом году упала до 35,7 км/ч, как это было в 1992-м, что, естественно, влияет на экономику перевозок. Для сравнения, в 2020 году она составляла 41,6 км/ч, в 2023-м — 37,6 км/ч.
В конечном итоге нагрузка ложится на грузовладельца и РЖД, отметил Михаил Глазков. Усугубляет ситуацию то, что производство новых инновационных вагонов значительно превышает выбытие старых. Разница по году составляет более 50 тыс. штук, поэтому и идет рост подвижного состава на сети ж/д.
Выпуск вагонов сократился по итогам 2024 года
Как рассказал «Известиям» источник в одном из ж/д операторов, ситуация с лишними вагонами связана прежде всего с инфраструктурными трудностями — ремонтами на сети, нехваткой локомотивов и бригад.
— Рост парка вагонов был заранее известен всем и соответствовал задачам государства по развитию маршрутов для отечественных экспортеров. Под них операторы инвестировали собственные и заемные средства, покупали подвижной состав. Но при этом не все оказались готовы обеспечить потребности экспортеров по вывозу их грузов, — отмечает собеседник редакции.
Участники рынка отмечают, что изготовленный парк вагонов стал менее востребован после переориентации логистики с запада на восток, и что с ним делать, непонятно.
По словам партнера по консалтингу NEFT Research, эксперта Александра Котова, основная причина затрудненного продвижения грузовых поездов по сети РЖД в 2024 году — нехватка тяговых ресурсов (локомотивов) и локомотивных бригад. Если проблему избыточного парка вагонов на сети РЖД удастся решить до конца I квартала 2025-го, то можно ожидать роста объемов грузоперевозок. Задействовать парк вагонов поможет и увеличение экспорта, отмечает эксперт.
Пока же для решения проблемы РЖД обязывает операторов и собственников убрать неиспользуемые вагоны в места приписки.
— По письменному предписанию РЖД более 116 тыс. вагонов ушли на отстой с путей общего пользования, — отметил Михаил Глазков.
В планах на 2025 год — улучшение участковой скорости на 2 км/ч и увеличение погрузки на 2%, добавил он.
— Сегодня есть избыточные виды подвижного состава, такие как полувагоны, нефтебензиновые цистерны, а есть дефицитный подвижной состав — минераловозы, зерновозы, бочки для перевозки метанола и так далее, то есть специализированный подвижной состав. И наше предложение состоит в том, чтобы для поддержки промышленности и вывоза предъявляемого объема груза сконцентрировать работу вагоностроительных заводов именно на изготовлении подвижного состава, который сегодня востребован, — сказал Михаил Глазков.
Это поможет сбалансировать производство и не допустить дефицита, добавил он.