В Музее Андрея Рублева показали икону эпохи Петра I

2 часа(ов) назад 7
ARTICLE AD BOX

МОСКВА, 5 февраля. /ТАСС/. Первый показ иконы "Сретение Господне", созданной в начале XVIII века, состоялся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в рамках выставки "Между ветхим и новым. Памятники XVII-XVIII веков из Музея имени Андрея Рублева и Государственного исторического музея", передает корреспондент ТАСС.

"Главный экспонат выставки - икона "Сретение Господне", которая совсем недавно поступила в собрание Музея имени Андрея Рублева. У этого сюжета было лишь два традиционных изображения, но эта версия сразу привлекла наше внимание своей необычной композицией", - сказала куратор выставки Юлия Устинова.

Она подчеркивает, что икона "Сретение Господне" является самым полным воспроизведением византийских и древнерусских эпизодов на эту тему и восходит к западноевропейскому образцу. Икона создана мастером, который прошел обучение в Московской оружейной палате, где изучал образцы западноевропейской иконописи. "То есть было понятно, что эта композиция восходит к западноевропейской иконографической традиции, и мы стали искать ее источник. Им можно считать гравюру "Принесение Младенца Христа во Храм" с идентичным сюжетом - работу, выполненную по рисунку фламандского художника второй половины XVI века Мартена де Воса", - добавляет она.

Именно ее воспроизведением - одним из самых ранних и полных в отечественной иконописи синодального времени - и стала икона "Сретение Господне". "Принесение Младенца Христа во Храм" - иллюстрация новозаветной части Библии Пискатора. Книга содержит гравированные изображения с подписями и сейчас хранится в Государственном историческом музее.

Особенности иконы

Куратор отметила, что мастер иконы работал в живописной манере, придавая ликам анатомическую правильность с использованием светотени, что давало изображениям объем. Она добавила, что художники того времени пошли дальше своих предшественников, более внимательно отражая мимику, эмоциональное состояние и возрастные особенности персонажей. В частности, на иконе изображена святая Анна, которая выглядит старше, а Дева Мария изображена в состоянии умиления. Черно-белое изображение на гравюре дало художнику-живописцу свободу выбора колористического решения. В традициях школы оружейной палаты он использовал контрастные алый, зеленый, малахитовый и малиновый цвета с необычными разбеленными оттенками. Это создало яркое и привлекательное полотно, отражающее дух времени.

Куратор также акцентировала внимание на изображении книг в композиции. Святой Авраам держит книгу на коленях и читает текст, связанный с песней пророчицы Мариам после перехода евреев через Красное море. На заднем плане девушка читает книгу, а молодой человек держит книгу под мышкой. Эти детали не случайны: куратор напомнила о значении Библии в эпоху кальвинизма и реформации, когда чтение священного писания стало важной частью жизни. Она подчеркнула, что для России Петровского времени это также было значимо. В это время создавались первые университеты и развивалась новая наука. Таким образом, обращение к чтению священного писания могло вызывать отклик у людей того времени, когда они смотрели на икону и видели, как многие персонажи увлечены чтением.

Выставку можно посетить до 9 марта 2025 года.

Читать всю статью