50 лет назад появились первые эскизы станций Горьковского метро

2 часа(ов) назад 5
ARTICLE AD BOX

Ровно 50 лет назад, в феврале 1975 года, началось рассмотрение первых эскизов станций Горьковского метро. До старта строительства тогда ещё было далеко, но подготовка уже набирала ход. Пробурить скважины и изучить геологическое строение территории, перенести огромное количество коммуникаций – дел было много. Тем временем со всей страны летели письма от шахтёров, горнопроходчиков, бульдозеристов, электросварщиков: «Хотим участвовать!». Ушли на глубину Строить в Горьком метро решено было в 1970 году. Московские проектировщики подготовили технико-экономическое обоснование. В 1973 году началась разработка проекта. Летом 1974‑го предварительно согласовали трассу, определили границы восьми стройплощадок по числу станций первой очереди, наметили здания, которые попадут в зону строительства. Выяснилось, что для расселения людей потребуется более 20 тысяч квадратных метров жилья. Работа закипела. Нужно было пробурить сотни скважин, в том числе несколько – на проезжей части проспекта Ленина, изучить тысячи проб грунта. В большинстве случаев углублялись чуть более чем на 30 метров. Одиннадцать опорных скважин решили пробурить на глубину 50 метров, но были обнаружены карстующиеся породы, и глубину ряда скважин увеличили до 70 метров. Это было необычно. Даже поступила просьба от сотрудников историко-архитектурного музея-заповедника: изготовить макет одной из самых глубоких скважин со всеми породами, встретившимися на пути. Самые интересные образцы буровики начали собирать. Попадались маргели, алевролиты, доломиты, гипсы, ангидрит. Отчёты об изысканиях отправили в Москву для работы над техническим проектом Горьковского метрополитена. Эскизы станций, кроме «Московской», подготовили горьковские архитекторы. Отменили конец света Тем временем специалисты восьми проектных организаций города засели над решением сложнейшей задачи. «Нужно убрать с пути тоннелей метро все коммуникации, которые в разных направлениях прошили землю под городом, – электрические кабели, канализацию, кабели связи, теплотрассы», – рассказывала «Горьковская правда» в начале 1975 года.Но это только так звучало: убрать, переложить. Вроде всё просто. «На самом деле проектировщикам, а вслед за ними и строителям предстоит создать по существу новые коммуникации, не прерывая ни на минуту телефонной связи, снабжения электричеством промышленных предприятий, квартир горьковчан, подключить ко вновь созданным линиям телефоны, электроэнергию и после этого демонтировать старые коммуникации», – объясняла газета. Фронт работ был огромным. Только в районе будущей станции метро «Московская» предстояло вскрыть и затем восстановить 3000 квадратных метров асфальта, вынуть 4000 кубометров грунта, демонтировать 3,5 км силового кабеля, а также убрать и проложить вновь 17 км каналов связи. Проектировщикам для этого надо было сделать 110 чертежей, множество сметных документов. Чтобы из-за удлинения кабелей связи вследствие их перекладки из зоны строительства станций не ухудшилась слышимость, предусмотрели установку 130 дополнительных усилителей. «Дайте вызов!» В начале 1975 года газета рассказывала, что строительная организация, которая будет заниматься сооружением подземки, ещё не создана, но уже и от самих горьковчан, и со всей страны идут письма с просьбой взять на стройку.«Мне очень хочется узнать, когда в нашем городе начнётся строительство метрополитена, а ещё больше хочется строить его. За свои 25 лет я ещё ничего не строил», – написал горьковчанин Стешин, сообщив, что имеет специальности шофёра, моториста, трюмного машиниста и может обслуживать компрессоры и насосы. Письма шли из Донецкой, Ворошиловградской, Кемеровской, Челябинской и других областей. «Если вам нужны опытные проходчики тоннелей, то дайте вызов. Можем приехать всей бригадой», – прилетело письмо из Кабардино-Балкарской АССР. Некоторые люди писали, что если их специальности не подходят, готовы выучиться на другие, только бы их взяли на строительство такого важного объекта. «Горьковская правда» объясняла: «Пока авторов этих писем просят подождать, но придёт срок, и Горьковскому метро потребуются тысячи умелых рабочих рук». Первую сваю – в котлован станции «Ленинская» – забьют 17 декабря 1977 года.

50 лет назад появились первые эскизы станций Горьковского метро

© Нижегородская правда
Читать всю статью