ARTICLE AD BOX
Заявление Дональда Трампа, сделанное им перед началом официальной встречи с премьер-министром Израиля, содержало сжатое, но привычно эмоциональное изложение ключевых элементов его "нового" плана завершения войны в Газе. В духе лихого кавалерийского наскока.
Оно вызвало ликование в Израиле и широкую палитру неприятия и осуждения в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Заявление не оставило безучастной и внутреннюю американскую аудиторию, немало озадачив даже ядерный электорат и сторонников президента.
Сделка века 2.0, или Этническая чистка руками арабов
По словам 47-го американского президента, США не только намерены способствовать выселению палестинцев из сектора Газа в интересах "обеспечения мира", но и готовы взять под свой контроль процесс восстановления разрушенного региона и создания на месте "площадки под снос" — в которую превратила палестинский анклав израильская военная операция "Железные мечи" — новой "Ривьеры Ближнего Востока". Принять ставших в одночасье "лишними" жителей Газы (по настоятельному предложению нового хозяина Овального кабинета) предстоит государствам-соседям, которые являются исторически ценными партнерами Вашингтона в регионе и первыми арабскими странами, признавшими суверенитет Государства Израиль. Отмечу, что общее число жителей Газы на сегодняшний день доподлинно неизвестно в виду отсутствия достоверных статистических данных, но может превышать 2 млн человек.
Во-первых, речь об Иордании, которая хотя вовсе не граничит с сектором Газа, но принимала палестинских беженцев и даже "одаривала" их своим гражданством. Ибо она еще с 1920-х годов претендовала на объединение всей территории британского мандата в Палестине под властью своих эмиров, а затем королей из династии Хашимитов.
Во-вторых, о Египте, у которого общая граница с проблемным регионом как раз есть. И прилегающая к ней провинция (мухафаза) Северный Синай не только является одной из наименее населенных и экономически неразвитых в силу географических особенностей местностей, но и уже многие годы остается головной болью для Каира ввиду распространения террористических группировок. С начала 2000-х Каир играл ключевую роль в организации переговоров с ХАМАС, а после начала войны в 2023 году наравне с Дохой выступал ведущим посредником между сторонами на пути к прекращению огня. И Египет, и Иордания в течение десятилетий получают от США крайне необходимую им экономическую помощь. Это, видимо, по мнению Трампа, должно сделать их сговорчивыми и заставить поддержать его инициативу.
Как и в рамках проекта сделки по Палестине (был разработан зятем президента Джаредом Кушнером еще в период первой каденции Трампа) финансовое бремя исполнения инициативы следует принять на себя заинтересованным арабским странам. В первую очередь — монархиям Персидского залива, а прежде всего — Саудовской Аравии, Катару и ОАЭ. Им следует не только инвестировать в "восстановительные работы" в самом секторе Газа, но и оказать комплексную поддержку Египту и Иордании по беженцам. Стоит напомнить, что только Бахрейн, ОАЭ, Марокко и Судан подписали спонсированные Трампом соглашения Авраама об установлении отношений с Израилем. Но и они отвергли вариант сделки с фактически полным отказом от создания палестинского государства в границах 1967 года и возложением финансовой ответственности за будущее палестинцев на арабские страны без каких-либо политических гарантий.
По своей сути идея выселить палестинцев со спорных территорий и тем самым раз и навсегда разрешить ближневосточный конфликт, устранив из уравнения одну из его сторон, не столь уж оригинальна и нова. В прошлом она высказывалась неоднократно, но в публичном поле только наиболее одиозными и экзальтированными представителями крайне правого и ультрарадикального крыла израильского политикума. Теми, кто последовательно оправдывает, вдохновляет и поддерживает движение еврейского поселенческого колониализма, включая практику одностороннего создания незаконных поселений в обход ранее достигнутых международных договоренностей и резолюций СБ ООН, и политику насильственной демодернизации арабского населения сектора Газа, Западного берега реки Иордан и оккупированных территорий.
Даже премьер-министр Биньямин Нетаньху, делавший в течение без малого четверти века все возможное для замораживания переговорного процесса и маргинализации палестинской проблемы на международном уровне, старался по возможности избегать столь откровенных заявлений. Ведь они открыто попирают основополагающие принципы международного права и универсальные нормы морали, а также полностью игнорируют всю историю палестино-израильского конфликта.
Ни тогда, ни сейчас не идет речь о добровольном согласии с таким решением ни одной из фракций палестинского национального движения. Не поддерживают его и рядовые палестинцы в секторе Газа, Восточном Иерусалиме, на Западном берегу реки Иордан и за рубежом: например, в Иордани, Ливане, Сирии и других странах, где сохраняются лагеря беженцев и места временного локального размещения палестинцев.
Озвученный Трампом план действий подразумевает добровольно-принудительный отказ палестинцев от своего прошлого, частью которого является память о принесенных жертвах в борьбе за свободу и независимость; настоящего, важнейшей частью которого остается разрушенная, пропитанная кровью, но все еще своя земля; и будущего в качестве свободной и независимой нации. При этом проведение подобной этнической чистки Трамп возлагает на другие арабские страны, дабы руками арабов сделать то, что не смогла сделать в борьбе с ХАМАС израильская армия.
Все новое — хорошо забытое старое?
После завершения Первой мировой войны регион был разделен на сферы влияния. Получив от Лиги наций мандат на управление Палестиной, Великобритания руководствовалась исключительно собственными утилитарными геополитическими и геоэкономическими интересами. Тогда и были заложены на Ближнем Востоке предпосылки для одного из самых сложных и трудноразрешимых конфликтов в истории.
Признание подхода "два государства для двух народов" единственным верным, справедливым и эффективным путем разрешения конфликта подавляющим большинством стран региона, внешними спонсорами переговорного процесса (к коим всегда относились и США) и ООН стало результатом многолетних международных усилий. Теперь туда пришла новая американская политика Трампа, который одним своим заявлением отказался от следования этому принципу. Незамедлительная и однозначная реакция со стороны официальных дипломатических представителей ряда арабских стран, Турции и региональных международных организаций, содержащая категорическое несогласие с инициативой американского президента, крайне показательна и свидетельствует об их стремлении не допустить повторной монополизации политического урегулирования внешними игроками.
Острая общественная реакция внутри самих США была изрядно критической по той же причине. Обещая избирателям на выборах кардинальные изменения внешней политики Вашингтона, сокращение военного присутствия и расходов бюджета на непонятные для простого американца проекты "на дальних рубежах", Трамп тем не менее анонсировал амбициозную программу действий в Палестине. Ответственность за новое предприятие — которое по масштабам затрат может оказаться не менее, а может, и куда более обременительным, чем Сирия, Ирак или Афганистан в годы прошлых администраций, — для многих сторонников Трампа, а не только его противников оказалось сомнительной и малопривлекательной альтернативой.
Представив столь спорный проект "окончательного решения" палестинского вопроса, президент США проявил себя скорее опасным фундаменталистом-авантюристом, да еще и подчинившим ресурсы Америки интересам Израиля, нежели тем прагматиком и патриотом, каким он себя стремился позиционировать. Это заставляет если не усомниться в искренности Трампа, то как минимум задуматься о возможно более сложной интерпретации сделанных им заявлений. А они, между прочим, все еще остаются словами и не подкреплены ни конкретными документами "дорожных карт" и планов действий, ни публично закрепленными договоренностями на межгосударственном уровне.
"Обещать не значит жениться", или Провокация в действии
В Израиле последовательно и неотвратимо в последние годы усиливался правый лагерь сторонников силового отпора "палестинской угрозе", политика дегуманизации палестинцев. По мере переговоров Израиля с отдельными арабскими странами и Турцией при посредничестве США и в силу объективных обстоятельств увеличивалась частота и интенсивность антитеррористических операций в секторе Газа и на Западном берегу. На этом фоне продолжался процесс фрагментации и росла разобщенность палестинского движения, что не позволяло ни вести переговоры, ни гарантировать исполнение даже ранее достигнутых договоренностей. Глобальные державы в XXI веке явно охладели к палестино-израильскому конфликту, предпочтя делегировать его судьбу региональным акторам, которым, в свою очередь, тоже оказалось не до того. В результате эскалация насилия оказалась неизбежной.
С октября 2023 года ситуация по большому счету не изменилась, а лишь продолжает деградировать в заданном направлении. В Израиле правые силы доминируют в органах власти и публичном пространстве, альтернативы им нет, а левая оппозиция бессильна. Палестина ослаблена политически и истощена экономически еще больше, чем до войны, и все так же расколота. Война не сплотила военно-политические группировки, сектор Газа и Западный берег, ХАМАС и ООП. Достигнутые при посредничестве Москвы, Алжира и Пекина договоренности о палестинском единстве далеки от реализации. Даже не сумев достичь всех своих целей в Газе военным путем, Израиль сохранил и даже усилил свое военное превосходство над совокупными палестинскими силами. В этих условиях ни израильское государство, ни общество не готово идти на реальные переговоры по урегулированию, которые в обязательном порядке потребуют уступок, а им в настоящий момент нет ни морального, ни технического обоснования. Палестинцам нечего предложить Израилю.
Деятельность "ближневосточного квартета", работавшего на дело обеспечения урегулирования и гарантирования выполнения сторонами взятых на себя обязательств, была прекращена. В современных условиях ее возобновление не представляется возможным в силу конфликта между Россией и Западом. Появились новые инициативные посредники из числа региональных государств (Египет, Катар) и даже глобальных акторов (КНР). Но их возможности повлиять на участников противостояния оказались сильно ограничены, что продемонстрировала начавшаяся эрозия соглашения о прекращении огня и обмене пленными, реализация второго этапа которого оказалась под явной угрозой срыва.
Трамп же сумел добиться определенных успехов в деле налаживания и установления довольно прочных контактов Израиля с арабскими странами, подписавшими в 2020–2021 годы "соглашения Авраама". Для этого он признал суверенитет Израиля над Голанскими высотами, перенес окончательно посольство США в Иерусалим, формировал антииранскую коалицию и наращивал поставки вооружений. Также Трамп сделал большое количество политических подарков лично Нетаньяху, поддержав его публично в самые сложные моменты борьбы за кресло премьер-министра. Из-за того, что именно управляемый правыми коалициями Израиль в XXI веке больше, чем кто-либо, противился нормализации отношений с арабскими странами, Трамп потратил немало усилий, чтобы обеспечить гарантиями (и для государства, и лично для премьер-министра), нужными для достижения результата. Тогда, в куда более комфортных условиях, "пряником" обещаний арабским странам помощи и выгоды ему удалось добиться немалого, но в современных реалиях этого уже недостаточно.
Трампу нужны действенные и результативные переговоры, при этом времени у него не так уж много, да и приоритеты находятся в других частях света. Поэтому в свойственной ему манере, оказывая максимальный психологический прессинг и давление на всех участников с арабской стороны, он хочет получить от них уступки по тем вопросам, которые являются принципиально важными для Израиля и потому необходимы для заключения договора.
Какими бы целями на самом деле не руководствовался Трамп — они могут быть вполне оправданными, приемлемыми для многих и даже в чем-то благородными, — его неразборчивость в методах их достижения, абсолютное игнорирование важности исторического контекста и стремление добиться скорого результата любой ценой способны еще больше затруднить ситуацию в регионе. Закрепление status quo в том виде, в котором он сложился сейчас, позволит Израилю проводить такую политику по отношению к палестинцам, какую хотят проводить правые радикалы в правительстве, а ЦАХАЛ захватывать силой те территории соседних государств (Голанские высоты, южные районы Ливана), которые захочет и сможет удержать. Возможно, это позволит стабилизировать ситуацию, но никак не приблизит разрешение палестино-израильского конфликта и установление прочного и справедливого мира в регионе.