Эксперт Пантелеев: Все воздушные суда АОН нужно оснастить транспондерами

4 часа(ов) назад 10
ARTICLE AD BOX

Штрафы за повторные нарушения правил использования воздушного пространства и безопасности полетов воздушных судов предложили сделать вдвое выше действующих санкций. Соответствующий законопроект разработали и внесли в Госдуму группа депутатов и сенатор. В правительстве инициативу одобрили с условием доработки, отметив при этом, что для снижения инцидентов с малой авиацией необходим комплексный подход.

 Все воздушные суда АОН нужно оснастить транспондерами

© Российская Газета

Инициаторы поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) уверены, что "повторность - это следствие сознательного правонарушения". Их законопроект касается, прежде всего компаний, предлагающих кратковременные авиаэкскурсии, "воздушные свидания" и полеты с элементами высшего пилотажа. "К сожалению, с самолетами, выполняющими данные полеты, иногда случаются трагические инциденты", - указано в пояснительной записке. Законодатели считают недопустимой ситуацию, когда компании работают без необходимых сертификатов, лицензий, допусков и разрешений. Они предлагают ввести в КоАП новые нормы о наказании за повторное нарушение трех статей: ст.11.3 "Действия, угрожающие безопасности полетов", ст. 11.4 "Нарушение правил использования воздушного пространства" и ст. 11.5 "Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов". Поправок, регламентирующих разные ситуации, много, самое суровое наказание предписано за повторное нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными таким правом, если нет признаков уголовно наказуемого деяния. Штраф для граждан в этом случае может вырасти до 60-100 тыс. рублей, для должностных лиц - до 100-200 тыс. рублей, юридических - от 600 тыс. до миллиона.

Соавтор законопроекта депутат Ярослав Нилов пояснил, что вопросами безопасности пассажиров занимается уже больше 10 лет, а на подготовку этого законопроекта его сподвигла история с вертолетом, потерпевшим крушение прошлым летом на Камчатке, в результате которого погибли 19 пассажиров и три члена экипажа. В ходе проверок у авиакомпании выявили массу нарушений. "Мы тогда сделали соответствующие запросы, поговорили с Минтрансом, и подготовили законодательные меры, усиливающие ответственность, чтобы невыгодно было предоставлять услуги, небезопасные и не соответствующие качеству", - рассказал "РГ" Нилов.

Законопроект правительство поддержало, но в отзыве указано, что не достает данных о количестве лиц, привлеченных к административной ответственности по этим статьям. Член президиума ассоциации "Транспортная безопасность" Александр Старовойтов тоже обратил внимание на важность статистического анализа. Повышение штрафов, по его мнению, должно быть обусловлено неэффективностью существующих мер. "Штраф - это не единственный инструмент, который должен помогать бороться с авиаинцидентами. Необходимо выяснять причины. Может быть, это недостаточная квалификация пилотов, или старость воздушных судов. А если мы упираемся исключительно в повышение штрафов, неправильно рассчитывать, что нарушения исчезнут", - отметил он.

В отзыве правительства также говорится, что "механическое увеличение количества санкций не может само по себе служить эффективной мерой сдерживания противоправных действий". В необходимости комплексного подхода для решения этой проблемы уверен и исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. После аварий и катастроф с малыми самолетами и вертолетами достаточно часто вскрывается, что заявка на выполнение полета отсутствовала, воздушное судно не имело действующего сертификата летной годности или у пилота не было разрешительных документов, которые позволяют ему садиться за штурвал. "Закономерным результатом цепочки нарушений, отклонений и сокрытий является авиационное происшествие", - подчеркнул он. Эксперт считает, что решить проблему могло бы не повышение штрафов, а обязательное оснащение всех воздушных судов авиации общего назначения транспондерами. Это устройство передает сигнал, который позволяет идентифицировать воздушное судно и определять его местоположение. "Это повысило бы безопасность полетов и было бы более весомым и действенным инструментом, нежели штрафные санкции", - считает Пантелеев. Он пояснил, что сейчас нет требований об обязательной установке транспондера, и эксплуатант может сам определять, нужен он ему или нет, и "если тот или иной пилот хочет сокрыть свои полеты, понятно, что он решительно против того, чтобы такие транспондеры вообще существовали".

Читать всю статью