Чем известен митрополит Тихон (Шевкунов), на которого СБУ готовила покушение

3 часа(ов) назад 10
ARTICLE AD BOX

Сегодня стало известно, что предотвращен теракт, планировавшийся против известнейшего священнослужителя Русской православной церкви, митрополита Тихона Шевкунова. Теракт готовили помощник владыки, которому СБУ пригрозило расправой над его семьей, и какой-то непонятный клирик в России. Они арестованы и допрашиваются, взрывные устройства изъяты.

Чем известен митрополит Тихон (Шевкунов), на которого СБУ готовила покушение

© Российская Газета

Планирование и подготовка теракта против церковного человека, монаха, служителя Богу, безупречного интеллигента, человека, воспитанного научной и художественной средой (мама - доктор наук, сам учился во ВГИКе). Наконец, автора мирового бестселлера "Несвятые святые", вышедшего миллионными тиражами в России и соотносимыми - в мире. Благодаря "Несвятым святым" его личную духовную биографию (а биография его преимущественно духовная и есть) знают все. Он - прозрачный, как сегодня принято говорить, человек.

Биография духа

Учиться во ВГИКе, столкнуться со странными явлениями на модных спиритических сеансах. Почти от страха - креститься. Услышать от простой своей крестной: а теперь поезжай в монастырь. Оказаться в монастыре в кругу умной и свободной молодежи (один из них - брат осужденного за веру Александра Огородникова). Видеть смешных, прекрасных и таинственных людей вокруг - либо невиданной смелости, либо большого подвига, прикрытого внешней вредностью, либо сверхъестественной любви к людям. Устать, замучиться, рваться в мир, а на выходе понять, что мир поблек, погас, стал - по сравнению с монастырем - невероятно неинтересен, и это - навсегда. Его духовная биография как синопсис романа Достоевского так достоверна в мыслях и чувствах, в свидетельстве о пережитом, что уже НИКОГДА не исчезнет из истории русской мысли и литературы.

Можно не признавать для себя значимой Русскую православную церковь (хотя большинство украинских верующих в том или ином виде находятся в ее каноническом лоне) и ее святыни. Но планировать - не битву на поле боя, а теракт, подлость подлову против человека, несомненно, известной культурной фигуры, ну это, как заняв Кенигсберг, поспешить не на лекции Канта (как делали русские офицеры-артиллеристы, учившиеся у него математике), а... заколоть его. Вписаться в мировую подлость - это, конечно, бандеровская генеалогия СБУ.

Опыт блаженного

С началом СВО владыка Тихон не сделал никаких антиукраинских заявлений.

ЧТО он видит духовным взглядом, который Господь ему несомненно дает (и этому есть свидетельства в его книге), мы можем только догадываться. Но понятно, что этот взгляд диктуется глубокой любовью и пониманием, как захваченных конфликтом людей, так и сути истории.

Его появление в Крыму прибавило его образу неожиданные черты. Епископ, митрополит Симферопольский и Крымский, церковный бонза, он мог появиться рядом с политическими фигурами (Валентиной Матвиенко, например) в какой-то драной шапочке, за которую любого бы выкинули из обоймы за несоблюдение дресс-кода. (Хотя если бы рядом был владыка Тихон, он бы не дал). Он рискует - рядом с сильными мира сего пробовать - острый, как бы не обрезаться - опыт блаженных.

То, что он практикует, это опыт святости. Больших ли он достиг высот в этой практике, знает Господь Бог, и, может быть, узнает кто-то из нас, если ему побольше откроется из жизни владыки.

Но СБУ - принципиально - бьет в лучшее. Целится в святое. В святых. В несвятых наших святых.

Личные впечатления

Меня владыка Тихон чаще всего ругал. За то, что ему не нравится, как я пересказала его заявление о старте антиалкогольной рекламной компании. За то, что я в ковид привилась не "Спутником" (его мама, доктор химических наук, работала с Гинцбургом, и он понимал в этом). За то, что я (ему подражая) пасу коров на монастырской ферме, в то время, как в газете идет мое с ним интервью о книге "Несвятые святые" без внесения в него должной правки. "Не коров надо пасти, а делом заниматься!" - кричит он в трубку телефона, а я улыбаюсь. Он принадлежит к редкой породе людей, чья ругань не выбивает из колеи, а бодрит и вдохновляет. И мне она была, по словам моей мамы, "как молодой капусте поливка".

В оставшееся от вдохновляющей ругани время я с ним обычно спорила. Например, о том, что не надо придираться к режиссуре Римаса Туминаса и вообще к новому языку современного русского театра - одного из лучших в мире. Что церковь не имеет права на непонимание современного языка в искусстве и культуре.

Кажется, я ухитрилась покритиковать даже его прекрасно устроенный храм новомучеников российских в Сретенском монастыре. То фрески на лестнице мне казались слишком похожими на итальянские пейзажи, то лики святых не соотнесенными с перспективой человеческого взгляда.

Он отвечал на мою критику сдержанным, но ярким любопытством.

Я, наверное, ни с кем из владык не говорила так по-журналистски вольно, разве что с вызволенным из украинского плена владыкой Ионафаном. Но последнее закончилось, увы, печально. А с владыкой Тихоном осталась удивительная тонкая нить…

Духовник или не духовник?

И не так чтобы уж совсем удаленно зная владыку Тихона, я бы не рискнула утверждать, что он духовник первого лица в стране.

Да, он возил президента на встречу с о. Иоанном Крестьянкиным, духовным человеком, святым прозорливцем. Но это говорит лишь о том, что он хорошо знает Псково-Печерский монастырь, его старцев, и кого из них стоит послушать. Ну и о том, что Сретенский монастырь рядом с Лубянкой и обитатели ее учреждений могли в него заходить.

Лично я думаю, что у президента другой духовник. И может быть, даже его окормляет не один священнослужитель. Всё - дальше бритва Оккама.

Но, видимо, в СБУ не бреются. Иначе бы не полагались на навязчивые, но непроверенные слухи. Они хороши для чесания языком теткам на лавочках, а не для террористических проектов тайных органов.

Почему они все выдумывают?

К сожалению, они всё выдумывают. Он наличия и величия собственной государственной истории до исполнителей главных ролей на российской политической сцене.

Едва закончилась Великая Отечественная война, у Карла Юнга спросили, что произошло с немцами. Он - тоже немец, только австрийский, не заразившийся фашизмом - ответил, что, будучи высоко внушаемыми, они поддались демонам. Демоны любят массы.

Но демоны любят и эмоции. Мы имеем дело с людьми, чьи преступные политические действия диктуются эмоциями. Без малейшей критической поверки разумом. "Как сумасшедший с бритвою в руке" - лучший образ для украинского СБУ. Но ведь не только с бритвой…

Читать всю статью