Шок: В Госдуме предложили бесплатно переучивать безработных бухгалтеров на врачей, можно дистанционно

2 часа(ов) назад 5
ARTICLE AD BOX

Давать бесплатно второе высшее образование по самым дефицитным специальностям - такое смелое предложение прозвучало в Госдуме в ходе «Правительственного часа», посвященного реформе образования.

 В Госдуме предложили бесплатно переучивать безработных бухгалтеров на врачей, можно дистанционно

© Свободная пресса

Первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по просвещению Яна Лантратова считает возможным давать удалённо и за счёт государства второе высшее образование по таким востребованным профессиям на рынке России, как врачи, преподаватели и инженеры.

- Острый дефицит специалистов — одна из главных проблем на пути к технологическому суверенитету. К 2030 году, по прогнозам экспертов, нехватка сотрудников в ключевых отраслях может достичь 4 миллионов человек. Уже сейчас 9 из 10 компаний жалуются на кадровый голод, - сказала Лантратова.

Вместе с тем вузы выпускают избыточное количество пиарщиков, менеджеров общего профиля и бухгалтеров. Эти дипломированные выпускники не могут трудоустроиться по специальности, вот и следовало бы переучить их на хирургов и конструкторов техники удалённо за счёт государства, - полагает Лантратова.

Участвующий в правительственном часе заместитель председателя Правительства Дмитрий Чернышенко идею не отверг, но внёс в неё уточнение:

«Дистанционное обучение и искусственный интеллект не заменят живого контакта ученика и учителя. Конечно, блага цифровизации надо использовать, но цифровые инструменты и искусственный интеллект никогда не должны подменять наставника. Я прошу Минпросвещения и Миноборнауки внести это положение в стратегию на уровне основных принципов».

В общем, переучивать пиарщика в хирурга заочно и бесплатно – можно. Но должны быть и практические занятия, - следует из уточнения, которое внёс вице-премьер.

О том, насколько жизнеспособны предложения о бесплатном втором высшем, «Свободной Прессе» рассказал профессор, автор 270 учебников для высшей школы, почетный работник высшего профессионального образования РФ Евгений Белый.

«СП»: Евгений Михайлович, Лантратова предложила бесплатно давать людям второе высшее образование. При этом бюджетных мест не всем хватает и для первого высшего. Может лучше там расширить число государственных вакансий?

- Здесь я не соглашусь с вами. Бюджетных мест для нужных профессий у нас хватает, есть даже избыток.

По первому высшему образованию очень много бюджетных мест остаются не занятыми. Ну невозможно взять на бюджетное место, где будет обучаться будущий врач, двоечника. И ни за какие деньги на платное обучение его тоже не возьмут, потому что в его руках будет жизнь и смерть людей.

То же касается ответственных инженерных специальностей. Там тоже – недобор на бюджетные места, и тоже не берут даже за деньги.

Платное первое высшее образование, в основном, - для тех, кому в будущем не доверят ответственную работу. Или если доверят – то это будет бизнес, без которого можно обойтись.

Поэтому никто и не возражает против того, чтобы некоторые люди получали второе высшее образование за те деньги, которые государством не истрачены на первое высшее. Но я думаю, что желающих студентов будет мало. Может быть – сотни на всю страну.

«СП»: Почему так мало?

- Сейчас второе высшее получают взрослые люди за свой счет, или за счет работодателя, не отрываясь от работы. То есть они, как правило, уже трудятся по этой специальности, но им требуется либо теоретический базис, либо просто диплом, который они получают заочно.

Лантратова говорила в Госдуме об инженерных, медицинских и педагогических направлениях. Этому невозможно научить быстро и заочно. Как заочно научить врача? Это в принципе невозможно. А чтобы достаточно взрослый человек, уже имеющий одно высшее образование, бросил работу и вновь сел за парту на несколько лет, пусть даже и бесплатно, но и без стипендии – трудно себе представить. У этих людей наверняка уже есть и семьи, и дети, которых требуется кормить.

Другое дело, когда человек уже работает по новому профилю, например – на судостроительной верфи, но его следует подтянуть теоретически. К примеру, был он по первому диплому менеджером по управлению коллективом, а стал руководить коллективом в высокотехнологичной отрасли. Так за его второе образование верфь сама и платит. И сама за свои деньги обсуждает с вузом график его обучения, чтобы это не мешало работе, а помогало.

«СП»: Обычно первые слова, которые слышит молодой инженер, придя из вуза на завод, примерно такие: забываем всё, что было в институте, и начинаем учиться здесь и сейчас. Нужно ли вообще инженерное образование, которое много лет идёт в отрыве от производства?

- Да, поговорка примерно такая была: забыли дедукцию, забыли индукцию, даём продукцию. Но я довольно долго работал директором института, и к нам приходили люди за вторым высшим со словами: я бы за полгода все экзамены сдал…

Я всегда отправлял их на курсы переподготовки. Действительно, если человек всё уже, в принципе, знает, то зачем ему второй диплом? Достаточно сертификата с курсов. А если начальство ценит – то и этого не нужно.

«СП»: Сейчас только в одной госпрограмме по развитию беспилотных авиационных систем говорится о необходимости подготовить более 1 миллиона инженеров к 2030 году. Очевидно, что первокурсников Россия столько не наберёт. Придётся переучивать уже обученных. Как их привлечь, хотя бы даже и бесплатно?

- Не знаю. Ведь нужно привлечь не кого попало, а людей, которые сносно знают математику, физику, механику, аэродинамику, радиоэлектронику. Таких людей у нас не очень много, и без работы они не сидят.

Но я знаю, что прогнозная потребность всегда во многие разы выше, чем реальная. По мере развития технологий эта потребность сократится в десятки раз. Тут будет повторяться история с IT. Кричали, что жуткий дефицит, потом наготовили, а сейчас все IT-компании на новом витке технологий начинают сокращать людей и радикально уменьшать зарплату оставшимся. Айтишники, которые раньше писали коды, больше не нужны, кто работал с «железом» - тем более.

Мы не знаем, какой будет потребность в рабочих и инженерных ресурсах через несколько лет.

Читать всю статью