Швыдкой: Талант Полада очаровывать слушателей нашел продолжение в политике

2 часа(ов) назад 8
ARTICLE AD BOX

Когда попросил у руководства "Российской газеты" разрешения поздравить Полада Бюльбюль оглы с 80-летием, то получил вполне разумный - лишь с малой долей иронии - ответ: "Зачем сочинять новый текст, когда можно использовать несколько уже написанных - к 60-летию, 70-летию и 75-летию". По-моему, к 65-летию тоже.

 Талант Полада очаровывать слушателей нашел продолжение в политике

© Российская Газета

Оно и верно - как правило, после 75 жизнь обретает то плавное течение, которое не предполагает взлетов. Повторяемость событий кажется благом, оттягивающим неизбежное. Лишь бы не хуже. Все так. Но не в случае Полада Бюльбюль оглы. И не в случае нашей новейшей истории. Пять лет жизни, отделяющие его семидесятипятилетний юбилей от сегодняшнего 80-летия, вместили пандемию ковида, начало СВО, изменение всего привычного уклада бытия. Наши страны, ставшие стратегическими партнерами, наши народы, исторически связанные друг с другом, переживают разную динамику турбулентности, разные эмоциональные уровни приливов. Социальные сети испытывают вековую любовь, прочность человеческих связей, используя любой повод, - от возвышенно-драматических до низменно-комических. Для Чрезвычайного и Полномочного Посла Азербайджанской Республики в России это были годы, полные новых вызовов и неожиданных поворотов судьбы. То, что казалось простым и легко решаемым в доковидные времена, требовало нестандартных подходов и парадоксальных решений. Было мало опыта - были нужны талант и мудрость.

Голос Полада Бюльбюль оглы открывал все двери, и никому не надо было объяснять, кто звонит

Помню, как еще в 2006 году, когда после 18-летнего служения министром культуры Азербайджана Полада назначили послом в Москву, он признался: "Если бы двадцать лет назад кто-нибудь сказал мне, что я буду мчаться по Новому Арбату в машине с посольским флагом, то счел бы его сумасшедшим". Быть послом своей страны в России, где половина граждан выросла на его песнях, а другая вырастала вместе с его песнями, где он сам вырос со своими собратьями по искусству, совсем непросто. Да и нам с ним, хорошо запомнившим заповедь советского писателя Анатолия Алексина: "Дружба дороже истины", почти за полвека поистине братских отношений бывает нелегко отстаивать друг перед другом интересы наших государств.

Он был неповторимым послом, особым в дипломатическом мире. Его голос открывал все двери, и никому не надо было объяснять, кто звонит.

Полад по природе открыт миру. Его небесами дарованный талант очаровывать миллионы слушателей, завоевывать сердца зрителей на многотысячных площадках нашел продолжение в его политической работе. Он понимает, что культурное пространство некогда единой страны - своего рода резонатор, который помогает лучше расслышать голоса народов, в нем звучащих. Именно поэтому он четырнадцать лет возглавляет Правление Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ, именно поэтому он народный артист сразу трех стран и кавалер множества орденов почти всех государств, входящих в Содружество, в том числе и России. Полада любят его коллеги, что далеко не всегда случается в непростом мире мастеров культуры. Прошло тридцать лет, а у всех на памяти его юбилейный концерт в Баку в честь его 50-летия, на который прилетел целый самолет российских артистов во главе с И. Кобзоном, по чьей просьбе Гейдар Алиевич Алиев на один вечер отменил комендантский час в столице республики.

Полад - настоящий патриот Азербайджана, плоть от плоти своей земли, своего народа, способный взорваться гневом, неподобающим дипломату, когда ему кажется, что задевают честь его страны. Он глубинно связан с той землей, где был построен дом его отца в Шуше. Дом великого Бюльбюля, народного артиста СССР, чей голос покорял слушателей не только Советского Союза - он пел на азербайджанском, русском, грузинском, армянском, итальянском языках (похоже, перечислил далеко не все). Никогда не забуду, как в 2009 году Полад со слезами на глазах прикасался к полуразрушенным стенам этого дома. Чтобы попасть к нему, мы шли по тропе, расчищенной для нас в минном поле между азербайджанскими и армянскими войсками. Сегодня он восстановил этот дом, обустроил пространство вокруг него, чтобы проводить конкурс-фестиваль вокалистов памяти своего легендарного отца. А на это тоже нужны не только деньги, но прежде всего время, творческая сосредоточенность. Все это трудно совмещать с хлопотной посольской работой, не дающей расслабиться ни на минуту.

Наверное, поэтому он принял как честь предложение вступить в борьбу за место депутата азербайджанского парламента от своих шушинских земляков. И с прошлой осени стал председателем Комитета по культуре Милли Меджлиса. Уверен, деятели искусства будут ходить к нему за решением своих проблем. Как к старейшему, как к мудрецу.

У него яркая, полная творчества и любви жизнь. И пусть эти дни длятся дольше века

Разумеется, эта роль досталась ему по праву. Но, пусть простит меня юбиляр, пусть считают меня беспримерным льстецом, не советую особенно вживаться в этот образ. Хотя бы потому, что видел, как на концерте в Москве, в Кремлевском Дворце, где он блистал меньше чем за неделю до своего юбилея, горели его глаза. С каким азартом он отдавался пространству сцены, как звенел его голос, отзываясь в многотысячном зале. И было понятно, что для него возраста нет.

Он пел одну из своих любимых песен из фильма "Не бойся, я с тобой", посвятив ее сидящему в зале режиссеру этой ленты Юлию Гусману. Пел как мальчишка. И казалось, не мог смириться с тем, что слова А. Дидурова увлекают в прошедшее время: "Как жили мы борясь..." Он и сейчас живет борясь. У него и сейчас яркая, полная творчества и любви жизнь. И пусть эти дни длятся дольше века.

Читать всю статью