Художник из Крыма создал свои неповторимые картины на морском дне

2 часа(ов) назад 8
ARTICLE AD BOX

Живописец Петр Доценко рисует, облачившись в гидрокостюм и погрузившись в Черном море на десять метров. Сюжеты о его творчестве уже прокатились по всему миру, но свои произведения он все равно не продает, хотя и высоко ценит. Где черпает вдохновение творец с аквалангом, как он стал изобретателем и почему ни за что не променяет море на сушу, узнавал корреспондент "РГ".

Художник из Крыма создал свои неповторимые картины на морском дне

© Российская Газета

Хочешь узнать - заплати

Рисовать Петр начал, наверное, раньше, чем научился читать. Сначала на обоях в родительском доме, потом в школе. И с тех пор живопись - его главное занятие по жизни. Собственно, в дипломе крымчанина, закончившего гуманитарный университет, в графе специальность написано: "преподаватель изобразительного искусства". Но увлечение подводной живописью началось спонтанно, после погружения с аквалангом в Красном море.

- Это было что-то потрясающее. Знаете, вау-эффект от этого мира волшебных красок, но самое главное, от ощущения полета. Ты паришь, как птица, только под водой, - вспоминает художник.

Он тогда жил в Москве и, вернувшись, стал посещать дайвинг-клуб, заниматься подводным хоккеем и регби с аквалангом, развивать стрессоустойчивость. Ну, жизнь в столице, она такая. Кстати, там же, в клубе, научился многим полезным вещам, которыми пользуется и сейчас. Например, надевать и снимать акваланг под водой, дышать из баллона без шлангов редуктора. Поэтому теперь, если вдруг треснет стекло маски на глубине, он не паникует. Или вот умение зависать под водой в одной точке - парить. Оно связано с вдохом и выдохом, и этим навыком можно овладеть. Тогда же Петр стал тайком приносить в бассейн холст и пару красок, чтобы попробовать себя в подводной живописи. А когда понял, что увлекся этим всерьез, решил разыскать таких же, как он сам, одержимых. Оказалось, по всему миру их человек 20, включая тех, кто уже умер или бросил это занятие. В США, в Таиланде и вот он, в России.

- Попросил людей поделиться секретами. Одни сказали: хочешь узнать - плати. Другие ответили: пробуй сам, и у тебя получится, - говорит художник. - В общем, я понял, что никто со мной делиться опытом не собирается и надо учиться методом проб и ошибок.

Их всегда хватало. Скажем, холст. Обычно художники обрабатывают его желатином, потом грунтуют и уже поверх рисуют. Делается это для того, чтобы исправить в случае чего то, что хочется исправить. Желатин легко растворить, стереть и дорисовать фрагменты картины. Под водой, понятно, работать с желатином невозможно, но готовить холст все равно надо. Петр придумал собственную методику. Всего раскрывать не хочет, потому что это теперь его ноу-хау. Или кисти. На глубине они не нужны, слишком мягкие. Поэтому рисует Петр исключительно художественными шпателями. А краски? Вот они, обыкновенные, те же, что и у художников на воздухе, но сами цвета в воде совсем другие. Радужный спектр исчезает по мере погружения.

- Помните детское: каждый охотник желает знать… Вот именно в такой последовательности и меняются цвета радужного спектра. Красный уже на отметке четырех метров становится коричневым, и далее по списку. А в итоге на большой глубине мы видим все в сине-темной гамме, - делится художник. К слову, на одну небольшую картину уходит в среднем десять тюбиков краски. Фартук и берет, которые часто надевают живописцы на суше, чтобы не испачкаться, под водой лишены смысла. Обычный гидрокостюм сковывает движения, неудобно. Петр придумал, как его усовершенствовать для своих целей. И не только это. В его портфеле изобретений целый арсенал методик и приспособлений, которые он намерен запатентовать уже как инженер.

15 литров и две камеры

- Петр, а как это происходит? Вот ты проснулся, почувствовал вдохновение писать, а на море в этот день шторм. И что, все? - интересуюсь у художника.

- Ни в коем случае, - поясняет крымчанин. - В шторм только прозрачность воды чуть меньше. Поэтому еду и погружаюсь.

Любимая техника, в которой работает Доценко, - alla prima, или живопись за один раз. Обычно это бывает так: одно погружение - одна картина. Процесс подготовки - снаряжение, треноги, камеры и прочее - занимает примерно полтора часа. Плюс-минус столько же длится сама работа под водой (в баллоне 15 литров кислорода) и обратный процесс упаковки. Итого около 4,5 - 5 часов. Погружается художник всегда со своим ассистентом. Золотое правило дайвинга - никогда не ходить в море одному. На дне все фиксируют две камеры. Одна направлена только на мольберт и полотно - это документальное свидетельство того, что картина действительно написана под водой от первого до последнего мазка и это не какая-нибудь подделка, которую нарисовали в студии и пытаются выдать за подводную живопись. Со второй камерой работает ассистент. Он снимает уже художника за работой, происходящее вокруг, создает фильм и одновременно страхует аквалангиста. Но начинается на глубине все не с этого.

- Погрузившись, как и любой художник на пленэре, я осматриваюсь, ищу эмоцию, предмет вдохновения, - говорит Петр.

Он совершенно не согласен с тем, что на берегу больше тем и сюжетов. Море неповторимо в каждую свою секунду и меняется, как картинки в калейдоскопе. Поэтому все его полотна существуют в единственном экземпляре, у них нет копий, второго или третьего списка.

- Ничто на суше не может сравниться с моей горячей любовью к покорению глубин, - признается художник. - Я никогда не устаю от моря, и мне всегда мало, хочется еще и еще.

Ухо Трампа победило

Постепенно подводная живопись стала главным делом в жизни Петра Доценко. Раньше это была компьютерная графика, которой он профессионально зарабатывает. Свои картины художник не продает, но высоко оценивает. Полотна стоят от 500 тысяч рублей. В ценник включена эксклюзивность, неповторимый стиль и медийность автора. Репортажи с его прошлогодней персональной выставки подводной живописи в Севастополе обошли не только отечественные новостные телеканалы, но прокатились по Европе и США.

- Журналист CNN Майкл Холмс показал трехминутный сюжет о моем творчестве, а корреспондент Reuters назвал меня Russian Cousteau - русским Кусто. Было приятно, - признается Петр.

В США репортаж с его выставки совпал с покушением на Трампа. Бывший-будущий президент победил, его окровавленное, как у Ван Гога, ухо вытеснило с экранов все другие новости.

Свой изобразительный стиль Петр Доценко называет абстрактным импрессионизмом, поскольку в нем прочитываются динамика воды, движение и парад красок. Сейчас художник ведет переговоры о создании в Крыму первой в России школы подводной живописи, и, может быть, набор в нее состоится уже в этом году.

Интересно

В любом деле бывают свои исключения. Однажды живописец Петр Доценко погружался в феврале под Судаком. Температура моря в это время года +6 градусов Цельсия. В дайвинг-клубе, где Петр решил взять напрокат снаряжение, на его почти двухметровую фигуру сухого гидрокостюма не нашлось. Поэтому он надел на себя два летних костюма и опустился на дно. Но через 25 минут так окоченел, что пришлось подниматься, не окончив полотно. Его он завершил со второго погружения, и эта картина - единственная в коллекции написанная в два захода.

Между тем

Снаряжение для подводного плавания стоит весьма и весьма недешево. Например, сухой гидрокостюм обойдется в две тысячи долларов. Столько же стоит набор дыхательного регулятора. А полный комплект потянет от пяти до десяти тысяч долларов. Впрочем, все это можно взять напрокат.

Читать всю статью