ARTICLE AD BOX
Ход работ по модернизации Ленинградского вокзала осмотрели мэр Москвы Сергей Собянин и гендиректор - председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров.
Работы по интеграции вокзала в единый транспортный каркас начались в августе 2024 года. В ходе работ площадь пространств для ожидания поездов будет увеличена более чем в 3 раза, а количество посадочных мест для пассажиров вырастет более чем вдвое - с 700 до 1500 квадратных метров, рассказал журналистам Собянин.
"С Российскими железными дорогами мы реализуем множество проектов, десятки новых вокзалов, - сказал глава столицы. - Дошла очередь и до самого первого в нашей стране - Ленинградского железнодорожного вокзала. Он был построен в 1849 году, после этого начался ряд реконструкций. Понятно, что жизнь идет, требования меняются, и мы - правительство Москвы - приняли решение взять этот объект в аренду и провести серьезную реконструкцию. Речь идет о реставрации исторического здания, реконструкции нового здания, строительстве навесов для пассажиров, чтобы они могли проходить с поездов прямо на площадь. И вокзальная площадь должна быть благоустроена и очищена от излишней и избыточной торговли".
После завершения работ на метро можно будет пересесть в едином теплом контуре, не выходя на улицу. Проходить досмотр пассажиры смогут тоже быстрее. Завершить модернизацию Ленинградского вокзала, по словам Собянина, планируется в конце этого или начале следующего, 2026 года.
Напомним, Ленинградский вокзал - один из важнейших транспортных объектов столицы, куда прибывают и откуда регулярно отправляются "Сапсаны", "Ласточки" и другие поезда дальнего следования и пригородного сообщения в Санкт-Петербург, Мурманск, Выборг, Великий Новгород, Зеленоград, Тверь, Клин, Бологое, Лихославль, Конаково и другие города.
Он входит в состав транспортного хаба "Площадь трех вокзалов", которым ежедневно пользуются свыше 350 тыс. пассажиров. Помимо трех центральных вокзалов (Ленинградский, Ярославский, Казанский) здесь объединены 2 линии метро (Сокольническая и Кольцевая), 2 линии МЦД (МЦД-2 и МЦД-4), наземный городской транспорт (электробусы, автобусы и трамваи).
В перспективе к 2040 году, за счет развития МЦД и запуска высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Санкт-Петербург" (ВСМ-1) - общий пассажиропоток хаба вырастет на 40% и достигнет порядка 500 тыс. пассажиров в сутки.
С целью создания комфортных условий для пассажиров, соответствующих высоким стандартам Московского транспорта, ведется модернизация. В ее рамках историческая часть здания вокзала будет сохранена и отремонтирована. Ключевые изменения коснутся внутреннего пространства - вокзал станет современным и удобным для всех категорий пассажиров. За счет отказа от части избыточных торговых точек существенно увеличится пространство для пассажиров и встречающих.
У пассажиров появится возможность зайти и выйти из здания вокзала через подземный переход под Краснопрудной улицей, который был закрыт более 30 лет с 1990-х гг., а также выйти из здания через новый переход на цокольном этаже к станциям "Комсомольская" Сокольнической и Кольцевой линии метро.
На первом этаже со стороны привокзальной площади будет открыт новый основной вход. Вход в исторической части вокзала также сохранится - он будет разделен на три зоны: две боковые зоны для входа и центральную для выхода.
Кроме того, уже сегодня на Ленинградском вокзале открыты два дополнительных входа в метро - на перроне поездов дальнего следования (благодаря открытию этого входа время прохода к метро сократилось в 5 раз - с 5 до 1 минуты) и на привокзальной площади (теперь у пассажиров пригородных поездов нет необходимости обходить здание вокзала, чтобы попасть в метро).
В результате метро, Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы будут объединены в едином контуре - пассажирам не нужно будет выходить на улицу.
Будет изменено и функциональное распределение этажей.
Первый этаж вокзала будет ориентирован на быстрый проход к платформам.
Учитывая растущую популярность покупки билетов онлайн (свыше 90% пассажиров "Сапсана" приобретают билеты через Интернет), одна из двух кассовых зон будет преобразована для организации дополнительного пространства для удобства пассажиров. Это не только позволит оптимизировать процесс обслуживания, но и освободит пространство для создания новых зон отдыха и сервиса. Здесь появятся сопутствующие сервисы, обновленная детская игровая зона, комната матери и ребенка, медпункт, а также стойка информации, где пассажиры смогут узнать о работе транспортных и других городских сервисов.
Второй и третий этажи станут пространствами для длительного ожидания - с комфортными зонами отдыха и современными доступными кафе и ресторанами. Желающие смогут воспользоваться библиотекой и коворкингом, зарядками для мобильных устройств.
На цокольном этаже разместятся торговые площади и камеры хранения багажа (более 1 500 ячеек). В отличие от прежних стационарных камер хранения новые автоматизированные ячейки смогут вместить багаж любого размера, включая крупногабаритные вещи с соблюдением всех норм безопасности.