ARTICLE AD BOX
Организаторы выставки поставили себе несколько целей – с одной стороны показать жителям региона продукцию, выпускаемую под брендом «Сделано в Хабаровском крае», с другой — дать производителям возможность получить обратную связь от покупателей.
В выставке приняли участие 40 предпринимателей. Для них были оборудованы места и за аренду трех дней платить было не нужно, участие – бесплатное. Но чтобы получить такое право, необходимо было побороться — из 166 заявок от предпринимателей прошли только 40. Это как представители МСП, так и и самозанятые.
Участница выставки Ксения Чегринец сама делает посуду из керамики. фото: Ольга Кошелева/EastRussia
– Отбор проходил во время заседания рабочей группы. Среди критериев, которые учитывались – это чистая репутация, то есть претендент отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков и в его отношении не применяются процедуры банкротства. Также комиссия руководствовалась уникальностью, самобытностью, патриотизмом и любовью к родному краю, – рассказали EastRussia в центре «Мой бизнес», который является правообладателем товарного знака «Сделано в Хабаровском крае».
И да — все участники производят товары, продукты на исключительно территории Хабаровского края.
Не только про еду
Жители Хабаровского края уже привыкли видеть пищевую продукцию местных производителей под брендом «Сделано в Хабаровском крае» на полках продовольственных магазинов и в сетевых супермаркетах. Но чтобы в сознании потребителя не укоренился стереотип, что бренд распространяется только на продукты питания, на ярмарке были представлены и одежда, и корма для животных, и продукция из переработанных материалов, а также изделия из кожи и бронзы и даже музыкальные инструменты – глюкофоны (глюкофон — перкуссионный музыкальный инструмент, тональный лепестковый барабан — прим. ред). Также в выставке приняли участие художники и издательство, которое выпускает книги местных авторов.
Второе дыхание и свежие идеи
Многие действующие предприниматели пришли к открытию своего дела через выгорание. Так, случилось с хабаровчанкой Татьяной Масловой, владелицей компании «Новый лист бумажный». В прошлой жизни ей приходилось часто задерживаться на работе допоздна и в какой-то момент, не выдержав очередного перенапряжения, девушка уволилась. Ее главной целью стало найти не новую работу, а – хобби, которое стало бы мотивацией уходить со службы по расписанию и спешить навстречу любимому увлечению. Теперь она хозяйка бизнеса, который производит календари, открытки, конверты ручной работы из переработанной бумаги
Открытки ручной работы Татьяны Масловой, фото: Ольга Кошелева/EastRussia
– Бумажные отходы можно не выбрасывать, а дать им вторую жизнь. Мне приятно, что мои изделия радуют и вдохновляют людей! Сырье у меня есть всегда. Несут родные и друзья, да и я сама тружусь менеджером по документам. Чтобы создать открытку нужно измельчить старую бумагу, залить водой и перемешать блендером до состояния кашицы. После этого на специальных рамках работы сушатся, с них стекает вода и далее наступает моя любимая часть: оформление, – рассказывает хабаровчанка.
В тренде на экологичность и бывший телевизионный продюсер из Хабаровска Юлия Вишневская. Сначала сортировала и сдавала отходы на переработку, а потом ее осенило и она создала свое дело. Маленькое апсайкл-производство по приданию бутылкам нового функционала «Kiss me glass». В отличие от уже привычного уху ресайклинга, который подразумевает полную переработку отходов во вторсырье, апсайклинг — это когда ненужные или старые вещи становятся полезными и красивыми.
– В Хабаровске в пунктах приема вторсырья перестали принимать стеклянную тару, и я стала думать, что делать с бутылками. Я научилась работать с бутылкорезом, со стеклом и стали появляться одно за другим новые изделия. В ассортименте у меня сейчас стаканы, вазы, емкости для круп и сыпучих продуктов с крышкой, а также свечи. Их мы делаем в коллаборации с другим мастером. Продукция оказалась очень востребована, – поделилась Юлия Вишневская.
На выставке «Сделано в Хабаровском крае» также можно было встретить предпринимателей из числа коренных малых народов Севера с их уникальными изделиями. Например, Ольга Бельды, художница и вдова всемирно известного певца Кола Бельды, представила свои картины и репродукции. Она любит работать маслом, но такие работы доступны не всем из-за цены, поэтому она придумала выход. Фотографирует свои же картины, оформляет в рамке и таким образом появляется бюджетный вариант изображения. В экспозиции были представлены полотна с достопримечательностями Хабаровска, нанайскими сюжетами, и, конечно же, портреты самого Кола Бельды.
льга Бельды и ее работы. фото: Ольга Кошелева/EastRussia
– Я здесь демонстрирую не только свое творчество, но также память о выдающемся артисте из числа КМНС. Также сейчас готовится книга воспоминаний людей со всего мира о Кола Бельды, – рассказала Ольга.
Еще одна представительница КМНС - Анна Донкан-Раитина, уроженка села Маяк Нанайского района. Уже много лет она живет в Хабаровске и делает изделия из кожи с национальным орнаментом: сумки, кошельки, футляры для очков. Говорит, они очень популярны у покупателей на западе страны. У тех, кто раньше жил в Хабаровском крае, а потом переехал, случается ностальгия и им не хватает чего-то родного.
– Все орнаменты мне передала мама. Хочется свои корни сохранить для будущего поколения. Мы должны помнить и поддерживать традиции, – считает Анна.
Итоги и планы
За три дня выставки ее посетили более 14 тыс. посетителей. А выручка с продаж составила более 1 млн рублей. Эта выставка – первая ласточка. Планы у бренда «Сделано в Хабаровском крае» – амбициозные. Выставки, подобные этой, ещё будут проводиться не только в Хабаровске, но и в различных районах региона. В будущем бренд планирует выйти и на международные рынки, а также открыть лицензированные точки зонтичного бренда. Две из них появятся в Хабаровске, и ещё одна — в Москве.
Под зонтичным брендом «Сделано в Хабаровском крае» свою продукцию выпускают уже 80 производителей.
Зонтичный бренд «Сделано в Хабаровском крае» уже объединяет 80 предпринимателей региона. Они заключили соглашение, поэтому могут смело крепить на свои изделия заветный региональный знак качества. Число желающих присоединиться к бренду растет. В центр «Мой бизнес» ежедневно поступают звонки с вопросами о том, как часть частью бренда. А сделать это просто – необходимо заключить лицензионный договор на право использования товарного знака. Обязательные условия — юрлицо, индивидуальный предприниматель или самозанятый должны быть зарегистрированы на территории Хабаровского края, иметь здесь производство и стоять на учете в одной из налоговых инспекций региона. В случае положительного исхода центр поможет с созданием сайта и выпуском полиграфической продукции и конечно же с продвижением — в крае, в стране и за рубежом. Так на днях Дмитрий Демешин во время визита в Белоруссию предложил открыть там магазины регионального бренда «Сделано в Хабаровском крае». Посол России в Беларуси Борис Грызлов уже поддержал эту идею.