ARTICLE AD BOX
Российские волонтёры планируют наладить масштабное производство безэкипажного катера (БЭК) «Катран». Об этом в интервью RT сообщил разработчик данного беспилотного плавсредства. Он напомнил, что в начале марта Черноморский флот получил первый предсерийный образец. Катер ожидают испытания, по итогам которых он будет доработан. Главной особенностью «Катрана» является лёгкий, ударостойкий корпус, устойчивый к самому сильному волнению. БЭК способен выполнять широкий функционал — патрулирование, разведка, радиолокационное наблюдение, логистика, нанесение ударов, в том числе с помощью FPV-дронов. Управлять «Катраном» можно на дальности 1 тыс. км.
— С началом СВО в России появилось довольно большое количество проектов безэкипажных плавсредств. В чём особенность вашего изделия?
— Тематика безэкипажных катеров привлекла внимание моей инженерной команды ещё до начала спецоперации. У нас было много экспериментальных моделей, но решающую роль сыграл опыт общения с нашими воинами, несущими службу на Днепре. Мы тщательно изучили их потребности. Собственно, так и появился «Катран».
На сегодняшний день изготовлено несколько предсерийных образцов. Один из них в начале марта был поставлен Черноморскому флоту. «Катран» и другие изделия передал Центр беспилотных систем и технологий (ЦБСТ). Теперь на Чёрном море должна пройти серия испытаний, по итогам которых, катер может быть доработан.
В дальнейшем предприятие планирует наладить масштабное производство «Катрана», но для этого нам потребуется внешняя поддержка и твёрдые заказы.
Вы правы: в нашей стране появилось большое количество проектов БЭК. Своим конкурентным преимуществом мы считаем оригинальную конструкцию корпуса, которая обеспечивает катеру высокую плавучесть, хорошую манёвренность и скорость в режиме глиссирования. На его испытания и доводку у нас ушло примерно полгода, а весь цикл разработки занял полтора года.
БЭК в принципе начинается с корпуса. Конечно, можно переделать в безэкипажное плавредство обычную моторную лодку, но толку с этого большого не будет. Такой БЭК просто не сможет выполнять боевые задачи и перевернётся при небольшом волнении.
«Катран» сконструирован по схеме тримарана. Его корпус представляет собой лёгкий, ударостойкий монокок (конструкция, где внешняя оболочка является несущим элементом. — RT), изготовленный из алюминиево–магниевого сплава (AMG). Сильное волнение не имеет для него большого значения, его практически невозможно перевернуть.
Крайне важно, что «Катран» способен прощать ошибки расчёта. Поясню: при управлении БЭКом оператор ориентируется на картинку, которую он получает с бортовых видеокамер. Сама картинка доставляется с задержкой в доли секунды.
При этом горизонт видимости расчёта катера априори ограничен. БЭК фактически идёт строго по курсу, и его расчёт не способен оценить степень волнения. Эта проблема решается только хорошо продуманной конструкцией корпуса. БЭК должен быть изготовлен таким образом, чтобы не перевернуться, если оператор допустил неверное движение на пульте управления.
— Какие задачи способен выполнять «Катран»? И требуется ли под каждую задачу изготавливать отдельную модификацию катера?
— По сути, у «Катрана» две вариации. Когда мы устанавливаем на него тримаранные поплавки (необходимы для повышения устойчивости. — RT), то получаем из него платформу для установки разнообразного вооружения, включая стрелковое. Без поплавков — у нас камикадзе для торпедирования вражеских кораблей, подрыва береговых объектов и мостов.
На «Катран» можно установить широкую номенклатуру полезной нагрузки, приспособив его к выполнению чрезвычайно разнообразных задач в речных пространствах, в том числе в узостях и морских территориальных водах. Это патрулирование, охрана, радиолокационное наблюдение, ретрансляция, траление, минирование, поисково-спасательная работа и даже эвакуация раненых.
Однако в нынешних реалиях важнее всего использовать БЭК для истребления вражеских плавсредств, перевозки боекомплекта, оборудования, медикаментов.
Ещё один крайне перспективный способ применения — доставка и запуск FPV-дронов со специально оборудованных площадок. БЭК способен доставить десятки воздушных камикадзе на расстояние до 100—200 километров. После их запуска катер будет выступать ретранслятором сигналов управления.
Подобная тактика применения FPV-дронов позволит совершать рейды в тыл противника по акватории Днепра. Вылетающие из БЭКа воздушные камикадзе смогут нарушать логистику, наносить удары по складам, скоплению живой силы и военной техники противника.
— Хватит ли у России инженерных и технологических компетенций, чтобы наладить масштабное производство БЭКов и начать их массовое использование?
— То, о чём я говорю, это дело ближайшего будущего. С БЭКами произойдёт примерно та же революция как с воздушными беспилотниками. Вспомните, пять лет назад в коммерческих коптерах на дистанционном управлении видели игрушки, а сейчас — это решающий фактор на поле боя, по крайней мере в тактической полосе.
Также стоит сказать, что ранее в России господствовало представление о том, что БЭК — это «оружие бедных». Утверждалось, что это оружие тех стран, у которых нет флота, но они хотят конкурировать с государствами, располагающими ВМС.
По такому пути, как известно, пошла Украина. При мощнейшей поддержке Великобритании и других западных стран киевский режим сделал ставку на БЭКи в варианте камикадзе. Таким образом наши недруги стремились создать угрозу Черноморскому флоту.
Конечно, БЭКи-камикадзе пригодятся и России. Сколько будет действовать конвенция Монтрё, никто сказать не может. В любом случае наши камикадзе вполне способны стать фактором сдерживания военно-морских группировок вероятного противника — я имею в виду ВМС натовских стран.
Круг задач отечественных безэкипажных катеров будет весьма и весьма обширным. Не забывайте, что Россия богата разветвлёнными речными системами. К тому же особое значение в ближайшие годы явно будет иметь Днепр. БЭКи способны стать средством установления контроля над этим довольно сложным водным бассейном. С помощью безэкипажных катеров реально организовать систематическое патрулирование, охрану наших объектов, логистику — снабжение гарнизонов многочисленных островов и прибрежных территорий.
— Однако в ходе СВО мы неоднократно были свидетелями того, как БЭКи на Днепре поражаются теми же FPV-дронами.
— Таких инцидентов не избежать. Но, согласитесь, что потеря надводного беспилотника не сопоставима с гибелью любого плавсредства. А чтобы сократить вероятность утраты БЭКа, на него можно установить средства самообороны — РЭБы, пулемётную турель с системой наведения, различные защитные конструкции.
— А насколько безэкипажные катера могут применяться на морях, расположенных на более высоких широтах — Балтике, Тихоокеанским и Северном флотах?
— Серьёзных эксплуатационных издержек, если мы имеем в виду суровые природно-климатические условия, нет. По существу, нюанс только один — незамерзающая прибрежная акватория.
Я уверен, что БЭКи будут востребованы на всех флотах и их эксплуатация будет обходиться гораздо дешевле, чем экипажных плавсредств. С моей точки зрения, беспилотные катера способны выполнять патрульные функции — по меньшей мере в территориальных водах, осуществлять охрану и сопровождение судов в военных и гражданских портах. Также БЭКи целесообразно применять для противоминной обороны и противодиверсионной деятельности.
Кроме того, в связке с беспилотниками мы получаем гарантированную киллзону шириной около 15 км. БПЛА будут смотреть вдаль и помогать координировать работу БЭКов. Такая система охраны пригодится не только военным, но и гражданским. В любом случае это самый доступный по финансам способ увеличить протяжённость и качество охраняемого побережья.
А если посмотреть на более отдалённую перспективу, то беэкипажные суда способны заменить большую часть кораблей Береговой охраны, патрульных и разведывательных платформ ВМФ.
— Как управлять такой армадой безэкипажных катеров и как выстроить их взаимодействие с кораблями Береговой охраны и ВМФ? Решая похожие задачи, наш противник, например, пользуется Starlink. Российский же аналог этой спутниковой системы заработает только в 2030 году.
— Не скрою, что Starlink — очень удобная система связи и управления и, если российский аналог появится в ближайшие годы, — это однозначно хорошо. Однако и без Starlink достаточно каналов управления. Это сотовая связь, интернет, радиосвязь, средства передачи видеолинка и другое. В прибрежных водах и на реках этого вполне достаточно. Например, система управления «Катрана» продумана таким образом, что расчёт может находиться за 1 тыс. км от него.
Однако для массового внедрения БЭКов и координации на морях и реках непременно потребуется создать единую систему управления движением для каждой отдельной акватории. Также, наверное, в ВМФ появится отдельная структура наподобие Войск беспилотных систем в нашей армии.
— Можно ли как-то автоматизировать управление БЭКов? Условно говоря, чтобы один оператор контролировал работу 10—15 катеров. Поможет ли в этом плане опыт применения БПЛА в зоне СВО и искусственный интеллект?
— Нынешние технологии — вроде машинного зрения, которые выдаются за искусственный интеллект, таковыми не являются. Яркий пример такой подмены понятий — FPV-дроны с системой самонаведения, а точнее — донаведения. Такими воздушными камикадзе всё равно управляет оператор, отпуская контроль только на финальном отрезке полёта.
Реальные технологии ИИ и робототехники ещё сырые. К тому же по-прежнему не решён ключевой этический вопрос — можно ли отдать компьютеру право на решение об открытии огня. В итоге довольно долго каждому БЭК будет требоваться расчёт из оператора управления и оператора вооружения.
При этом система донаведения для катеров-камикадзе лишней точно не будет, как и другие технологические решения, успешно опробованные в ходе СВО. Безэкипажные катера — будущее, от которого Россия никуда не уйдёт, но может стать одним из лидеров в этой области.