ARTICLE AD BOX
— Насколько, по Вашим оценкам, уже сказалась или может сказаться в долгосрочной перспективе на ситуацию с безопасностью в Дании поддержка королевством Украины, в частности, поставки вооружений Киеву?
— Безопасность Дании зависит не от объемов расходов на военные цели, а от готовности к строительству равной для всех государств системы международной безопасности, отказу от конфронтационных подходов в этой сфере. Заинтересованности в этом Копенгаген не демонстрирует.
Дания уже выделила на военную помощь киевскому режиму порядка $7,5 млрд. В результате — недофинансированы датские вооруженные силы. Отсутствуют системы ПВО и ПРО, ощущается нехватка сторожевых кораблей ледового класса.
— Ведутся ли контакты с Данией по обеспечению безопасности на Балтике по предотвращению рисков в военном плане? Насколько страна суверенна в этом вопросе?
— Дания — как страна НАТО и союзник США — любые действия и решения в сфере политики безопасности принимает с оглядкой на Брюссель и Вашингтон.
До начала специальной военной операции на Украине российская сторона привлекала внимание Копенгагена к возможности осуществления взаимных мер доверия в военной сфере, в том числе по предупреждению инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. Этот шанс Копенгаген упустил.
В настоящее время датская сторона разорвала контакты с нами. Предпосылок для возобновления диалога по этим вопросам в условиях спонсирования Данией киевского режима нет.
— СМИ писали о готовности властей Дании обсуждать с администрацией нового президента США Дональда Трампа наращивание американского присутствия на Гренландии. Есть ли у российской стороны сведения на этот счет и несет ли эта ситуация риски для безопасности России?
— Дания заявляет о "понимании" и даже "легитимности" интересов безопасности США в отношении Гренландии. Копенгаген демонстрирует готовность пойти навстречу пожеланиям США, однако к обсуждению возможных конкретных мер США и Дания не приступали.
Между Данией и США продолжает действовать соглашение по обороне Гренландии 1951 года, предусматривающее беспрепятственный доступ США к инфраструктуре острова и возможность создания там военных баз.
Набирающая силу тенденция к милитаризации Арктики, пестование странами НАТО конфронтационных подходов, предоставление арктических территорий для иностранного военного присутствия не способствуют сохранению военно-политической стабильности в регионе.
— Видите ли Вы реальную поддержку со стороны населения Гренландии идеи присоединения к США? Какие могут быть риски для России и арктического региона в случае, если эта идея будет реализована?
— Национальной идей для коренного населения Гренландии — инуитов — является приобретение независимости и образование самостоятельного государства. Гренландцы не хотят быть ни датчанами, ни американцами.
Вопрос о судьбе Гренландии должны решать сами гренландцы на основе действующего законодательства и без вмешательства извне. Выбор гренландцев должен уважаться.
— Многие эксперты предупреждают об опасности размещения на базе Питуффик носителей высокоточного и ядерного оружия без действующих сейчас ограничений в случае перехода Гренландии под контроль США. Как российская сторона расценивает такие риски?
— В настоящее время ведется комплексная модернизация военно-космической базы США Питуффик. Там, в частности, создается аэродромная инфраструктура для истребителей Р-35, которые способны нести ядерное и высокоточное оружие. Такие истребители уже использовали аэродром базы в ходе учений ВВС США.
Новые вызовы для безопасности России будут, безусловно, учитываться в нашем военном планировании, включая целесообразность осуществления дополнительных военно-технических мер реагирования.
— В СМИ появляется информация о том, что разрыв кабелей в Балтийском море был связан не с "гибридными атаками России", как утверждали страны региона, а с плохой работой экипажей проходящих мимо судов. Готовы ли будут, по Вашему мнению, страны, обвинившие Россию, взять слова обратно и признать ошибку с поспешными выводами?
— Бездоказательные обвинения в адрес России стали излюбленным приемом западных стран для поддержания на плаву мифа о российской угрозе, обоснования необходимости роста военных расходов и оказания военной помощи киевскому режиму. Такая логика поведения не предполагает признание ошибок.
— Как стоит воспринимать решение стран НАТО запустить операцию по патрулированию Балтийского моря с использованием фрегатов и морской авиации? Намерена ли Россия принимать ответные меры?
— Это является попыткой превратить Балтийское море во внутреннее море НАТО, ограничить свободу судоходства, поставить под жесткий контроль НАТО соблюдение введенных Западом против нашей страны санкций. Россия с опорой на международное право будет делать все необходимое для защиты своих интересов. Никаких иллюзий на этот счет у наших оппонентов быть не должно.