Польский супертанк «убийца „Арматы“ найден на помойке

2 часа(ов) назад 7
ARTICLE AD BOX

В середине десятых годов в информационную повестку в сфере танкостроения неожиданно ворвалась Польша. Незадолго до этого польские инженеры объявили о первых результатах реализации проекта «стелс-танк будущего». Малозаметность в те времена была возведена в ранг приоритетной характеристики, что гарантировало любой разработке с волшебной приставкой «стелс» неограниченное финансирование. Поэтому, о новом танке польская пресса писала исключительно как о примере конструирования будущего.

Польский супертанк «убийца «Арматы» найден на помойке

© Свободная пресса

Польша никогда в мировой истории не значилась в числе законодателей танковой моды, а тут неожиданно решила удивить всех неординарностью национальной инженерной мысли. Но самым удивительным является не это. Изумление вызвал тот факт, что поляки довели свой проект до создания действующего прототипа. И случилось это «историческое» событие ровно десять лет назад.

Впервые концепт «PL-01» от компании «Obrum» был представлен широкой публике в январе 2015 года. Его принадлежность к элитарному семейству «невидимок» должны были подчеркнуть футуристический внешний вид и якобы высокий уровень технологичности, явственно отдававшие откровенной бутафорией (что в итоге оказалось правдой).

Как выяснилось много позже, под пластиковыми накладками будущего «флагмана мирового танкостроения» скрывалась шведская БМП Strf 90 в версии легкого танка CV90120-T.

Тем не менее польский портал «Дефенс-24», не испытывая ни нравственных, ни творческих терзаний объявил сей «шедевр» убийцей российской «Арматы». Почему? Да потому, что он по всем возможным и невозможным параметрам и характеристикам «превосходит гордость путинской России» – танк Т-14 «Армата».

А теперь подробнее об этом чуде польского танкостроения. В последнее время при создании современной бронированной техники наметилась определенная тенденция, заключающаяся во все более футуристичной внешности боевых машин. Понятно, когда столь нетрадиционный внешний облик вызван определенными технологическими и конструктивными особенностями, например, необходимостью снижения видимости самолета, танка или корабля в радиолокационном поле.

И, как минимум, смешно, когда столь «изысканный» экстерьер является всего лишь плодом необузданной фантазии «модельера от оборонки», причем бесконечно далеким от реальных технических и эксплуатационных потребностей.

Следует отметить, что интернациональность состава разработчиков не трансформировалась в авторитет созданной ими машины. Единственным результатом демонстрации нового танка на выставочной площадке в г. Кельце стали многочисленные критические комментарии со стороны военных экспертов.

Первым, что было поставлено ими под сомнение, стала способность «PL-01» стать основной ударной единицей в бою, что, по сути, и является ключевой функцией танка. Слабая броневая защита, несвойственная танку ориентированность на транспортировку десанта и недостаточно мощное вооружение нового польского чудо-танка – основные характеристики боевой машины пехоты. Слабый силовой агрегат (550 л. с.) также не добавил лестных отзывов со стороны экспертного сообщества в адрес «PL-01».

Надо отдать должное компаниям-производителям, они сдались не сразу и попытались путем оптимизации шведской «франшизы» превратить его очевидные недостатки в преимущества. Слабое бронирование сменило модульное керамико-арамидное покрытие в сочетании с дополнительными бронепанелями, усилившими корпус и башню. На поверхности БМП, ударными темпами трансформировавшейся в танк, уложили материал, функциональное предназначение которого по заверениям производителя заключалось в абсорбировании радиоволн и обеспечении эффекта «термического камуфляжа». Проще говоря, эта система способна «прятать» тепловое излучение танка, регистрируя температуру окружающего воздуха и корректируя в соответствии с полученными показателями степень нагрева поверхности боевой машины.

Однако, как гласит русская поговорка: «Гладко было на бумаге…». Все эти в принципе неплохие новации практического воплощения не имели. Демонстрировавшийся в Кельце образец так и остался концептом, единственным реально существующим экземпляром. В «сухом остатке» исключительно футуристический внешний вид и фантазии о танке – «истребителе «Арматы». Вместо достоверных сведений о результатах программы полевых испытаний «гламурные» формы, орудийный кожух, стилизованный под космический бластер, причудливые изгибы корпуса и т. п.

Видимо, по мнению британско-польских разработчиков это должно было продемонстрировать торжество новаторской технической мысли в сфере танкостроения. Справедливости ради следует отметить, что условия для экипажа супер-танка «PL-01» создали сверхкомфортные: система кондиционирования, эргономичные кресла, навигатор и даже система помощи в процессе вождения.

В остальном – туман. Кому-то покажется нереальным, но производитель даже не определился окончательно с калибром артиллерийского орудия. Рассматривались два варианта: 120 и 105 миллиметров. Зато с пулеметным вооружением никаких проблем не возникло, британско-польские новаторы не смогли найти адекватную замену старому советскому пулемету НСВ-12,7 мм «Утес».

Но самым показательным для объективной оценки образца современного польского танкостроения стало сравнение «PL-01» и Т-14 «Армата», проведенное независимыми экспертами. Очевидно, что «убийца» просто не в состоянии приблизиться к «жертве» на дистанцию удара. Мало того, мощное 125-миллиметровое орудие «Арматы» не позволит «PL-01» подойти даже на расстояние радиолокационной видимости.

Система динамического бронирования IV поколения Т-14 способна с вероятностью >95% отразить выстрелы подкалиберных противотанковых боеприпасов и РПГ, а наличие комплекса активной защиты нового поколения и фазированной антенной решетки ставят перспективный российский танк на порядок выше того, кого назначили «истребителем «Арматы».

Кстати, в создании этого уникального образца приняли участие британская компания «BAE Systems pic» и польский производитель «Obrum». Сроком создания концепта ими был назван 2013 год, полноценного прототипа – 2016-й, массового производства – 2018-й.

Однако после таких оптимистичных заявлений танк почему-то… исчез, как и все сведения о его дальнейших перспективах. Возможно, благодаря «уникальной», вернее «идеальной» стелс-технологии он полностью исчез из поля видимости польских конструкторов. А недавно группой энтузиастов «стелс-танк будущего и убийца Арматы» был обнаружен … на танковом кладбище. И то, что от него осталось, очень мало похоже на «надежду польской конструкторской мысли».

Читать всю статью