ARTICLE AD BOX
В городе идет активное обсуждение судьбы Большого московского цирка на проспекте Вернадского. Как написал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин, здание, построенное полвека назад, исчерпало свой ресурс. И добавил, что Москва имеет право на цирк, где можно ставить шоу мирового уровня.
"Современное, с возможностями для постановки ярких и захватывающих шоу, в которых активно используются виртуальная реальность и другие технологии завтрашнего дня", - написал мэр. И пригласил москвичей высказать свое мнение, поучаствовав в опросе на портале "Активный гражданин".
Москвичам предложено ответить всего на два вопроса.
В первом вопросе спрашивается, необходим ли столице современный цирк или достаточно имеющегося. И второй вопрос, строить новый цирк на месте старого или выбрать новое место.
Я часто в детстве бывала в Большом московском цирке. Не так давно, впервые побывав в нем с маленьким сыном, отметила, что инфраструктура устарела, но остались необычные лестницы, большие окна и вкусное мороженое. Представление удивило возможностью трансформации арены из обычного варианта в бассейн или лед. Но было довольно душно в зале, жарко.
Оставив свой голос в опросе, заметила, что за сутки, что прошли со старта анкетирования, в нем приняло участие более 69,5 тысячи человек! Для опроса, связанного с архитектурой, это почти рекорд. Подавляющее большинство голосов - 70 процентов (или 47 тысяч) отдано за создание современного цирка. Но лишь около половины из них высказались за строительство на старом месте. Треть или 20 тысяч человек проголосовали за новое место. А остальные 13 тысяч голосов посоветовали проконсультироваться с профессионалами. Поэтому "Российская газета" решила опросить известных москвичей, каким они видят будущее цирка?
Как рассказал известный продюсер Иосиф Пригожин, о цирковых пространствах он знает не понаслышке. Не только водил детей на представления, но и нередко устраивал концерты звезд эстрады.
"Считаю, что здания, как и люди, стареют и постепенно уходят. Конечно, есть памятники архитектуры, уникальные образцы, которые нужно сохранить для потомков. Но посмотрите на современные здания Дубая или Грозного - необычная архитектура. На них интересно смотреть, будучи просто прохожим, - рассказал продюсер. - Молодому поколению всегда хочется новизны, свежести, технологичности. Если говорить о будущем, то цирк на проспекте Вернадского был хорош для своего времени. Сейчас поменялись условия, устарели технологии, инженерные коммуникации. Думаю, что Москва достойна в XXI веке обладать цирком суперсовременным. Где ему стоять, виднее, конечно, профессионалам. Но я не против, чтобы оно появилось на месте старого".
Известный художник, номинант V Московской Арт Премии 2024 года Дмитрий Цветков уверен, что городу нужен суперсовременный и технологичный цирк, где удобно было бы артистам, в том числе и животным-артистам, зрителям. "Но я считаю, что такой цирк нужно строить на новом месте. Более того, он наверняка станет яркой точкой притяжения, символом, - говорит Дмитрий Цветков. - А пока строится новое здание, пусть старый цирк работает. Чтобы не получилось, как в 1980-е годы с Третьяковской галереей, когда целое поколение выросло без нее, и не воспринимает сейчас ее пространства. Когда новый цирк заработает, старое здание можно использовать как культурную площадку - в качестве концертной, музейной, выставочной. Там хорошая акустика, не так давно была большая модернизация".
Известный скульптор Салават Щербаков отметил, что с этим зданием цирка сроднились минимум три поколения москвичей.
"Это не Большой театр или Кремль, не монастыри, но для этого места и для Москвы в целом вид цирка стал знаковым, - рассказывает Салават Щербаков. - Я бы предложил модернизировать его внутри, не изменяя советский строгий стиль. Это устоявшаяся вещь, респектабельная, как и ЦДХ на Крымском валу. Новый проект я видел, но не изучал его детально. Больше всего он мне напомнил проекты Юго-Восточной Азии, Объединенных Арабских Эмиратов, к слову, как и проект здания на месте бывшего СЭВ. Считаю, что эти проекты чужды русской культуре. Более того, на днях в Петербурге на Фонтанке был в цирке, построенном в XIX веке братьями Чинизелли. На меня произвело сильное впечатление сочетание исторического здания, необычного представления и технических возможностей".
Поэт Лариса Рубальская считает, что можно модернизировать и имеющееся здание, но не кардинально. "Время меняется, меняются технологии, думаю, что ничего плохого не будет в том, что здание Большого московского цирка модернизируют. Другое дело, что предлагаемый проект довольно странно вписывается в нынешний ландшафт. Но, может быть, стоит пересмотреть проект, сделать его более подходящим под общий стиль места", - сказала она.
Анатолий Вассерман, публицист, депутат Государственной думы, отметил, что не раз бывал в старом здании цирка на проспекте Вернадского, посещая его за компанию. "Идея убрать старое здание цирка - не совсем удачная, если мягко так можно сказать, - говорит Вассерман. - Дело в том, что в этом районе на площади одного километра расположено сразу три архитектурных комплекса, удостоенных Ленинской премии по архитектуре. Это высшая награда для архитекторов. Первое здание - это Дворец пионеров, не так давно, к слову, отреставрированный, а не снесенный. Второе - первый в мире детский музыкальный театр, придуманный и организованной Натальей Сац, также реконструируемый сейчас. И третье здание - это здание Большого московского цирка. Разрушать эту сложившуюся триаду я считаю невозможным, это удар по культуре города. Думаю, надо оставить внешний контур, привычный москвичам и узнаваемый гостями города, модернизировать здание, даже можно сделать пристройку со всеми технологическими наворотами. Но менять архитектурный облик этого района Москвы недопустимо".