Лихачи на доставке: как бороться с опасной ездой курьеров?

2 часа(ов) назад 6
ARTICLE AD BOX

Сервисы доставки сделали нашу жизнь комфортнее, но вместе с тем стали источником новых угроз. Курьеры на самокатах, велосипедах и мопедах стараются привезти заказ как можно скорее и нередко в спешке сбивают прохожих или повреждают автомобили. Какие законы регулируют передвижение доставщиков и как привлечь к ответственности лихачей? Об этом MIR24.TV поговорил с экспертами в области права.

 как бороться с опасной ездой курьеров?

© Мир24

Где должны ездить курьеры?

Деятельность курьеров регулируется российским законодательством, в частности Правилами дорожного движения (ПДД), напоминает адвокат Виктор Камалдинов. Передвижение сотрудника службы доставки зависит от вида транспорта, который он использует. Так, курьеры, осуществляющие доставку на автомобилях или мотоциклах, должны передвигаться исключительно по проезжей части.

«Курьеры, передвигающиеся на велосипедах, обязаны использовать велодорожки. Если их нет, движение допускается по правому краю проезжей части или обочине. Двигаться по тротуарам велосипедисты могут лишь в исключительных случаях, например, если сопровождают ребенка до 7 лет.

Чаще всего доставщики передвигаются при помощи средств индивидуальной мобильности (СИМ). К этой категории относятся электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и другие подобные устройства. Если мощность двигателя не превышает 250 Вт, их владельцы могут передвигаться по тротуарам, но с учетом интересов пешеходов. В случае более мощных устройств они приравниваются к мопедам и должны двигаться по проезжей части или велополосам, отмечает Виктор Камалдинов.

«С 1 марта 2025 года в России вступят в силу дополнительные нормы, регулирующие использование курьерами СИМ: максимальная скорость не должна превышать 25 км/ч, а транспорт должен быть оборудован тормозами, световыми приборами и звуковым сигналом, подчеркивает эксперт.

Куда жаловаться на нарушения?

По мнению юриста Александра Митрюка, самым эффективным способом борьбы с нарушителями являются обращения к работодателям. «Практически все службы доставки имеют свою форменную одежду и аксессуары с логотипом и другие отличительные черты компании, а также на сумке имеется идентификационный номер, и если сотрудник-курьер совершил административное правонарушение, то можно сообщить информацию в данную компанию по общедоступному телефону, поясняет он.

«Все компании имеют свой жесткий внутренний регламент, со своими правилами, ограничениями и штрафами, и я уверен, что если поступит жалоба на сотрудника-курьера, то они незамедлительно примут соответствующие меры. На рынке доставки большая конкуренция, и никто не хочет, чтобы пострадала репутация компании из-за недобросовестного сотрудника. Тут самое главное запомнить и зафиксировать факт нарушения тех или иных правил.

Если вы стали свидетелем ситуации, в которой курьер нарушил ПДД или сбил пешехода, лучше сразу обращаться в полицию и ГИБДД, говорит юрист Георгий Габолаев. Подать жалобу на опасное передвижение доставщиков можно и в администрацию города, добавляет специалист. Сделать это можно через приложение или горячую линию. А если курьер нарушает санитарные нормы (например, доставляет еду в антисанитарных условиях), можно заявить в Роспотребнадзор, добавляет эксперт.

Порядок действий при столкновении

В случае происшествия с участием курьера адвокат Виктор Камалдинов предлагает действовать по следующему алгоритму:

Зафиксировать место происшествия. Сделайте фото и видео, запишите контакты свидетелей. Вызвать полицию (по номеру 112) и при необходимости скорую помощь. Получить данные курьера: его имя, контактный номер, название службы доставки. Если он работает официально, можно запросить данные о работодателе. Обратиться к врачу. Даже если травмы кажутся незначительными, важно получить медицинское заключение, которое пригодится при обращении в суд или страховую компанию. Подать заявление в полицию. Если курьер скрылся с места происшествия, это квалифицируется как административное правонарушение (ст. 12.27 КоАП РФ). Связаться со страховой компанией. Если курьер застрахован, ущерб может быть возмещен через его полис. При отсутствии страховки возмещение ущерба возможно только через суд. Иск можно подать как против самого курьера, так и против компании, если он официально трудоустроен.

На какую компенсацию можно рассчитывать?

Вопрос возмещения ущерба зависит от того, какой транспорт использовал курьер, говорит Виктор Камалдинов. Если сотрудник службы доставки управлял автомобилем или мотоциклом, компенсация может быть выплачена по полису ОСАГО, который покрывает ответственность водителя перед третьими лицами.

«Если курьер ехал на велосипеде или электросамокате, пострадавшему придется взыскивать ущерб через суд, так как обязательного страхования ответственности для таких курьеров пока нет. В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект, который может обязать курьеров на СИМ оформлять страховку гражданской ответственности. Это позволит пострадавшим получать компенсацию без длительных судебных разбирательств, комментирует эксперт.

Сумма выплат зависит от нанесенного ущерба, отмечает юрист Георгий Габолаев. Если пешеход получил травмы, он может требовать компенсацию морального вреда. Судебная практика показывает, что суммы варьируются от 10 до 100 тысяч рублей.

«Если речь идет о стоимости ремонта автомобиля, замены одежды, лечения, суд может взыскать полную сумму затрат. Кроме того, пострадавший вправе потребовать компенсацию за потерю трудоспособности. А в случае грубого нарушения со стороны курьера суд может назначить дополнительный штраф в пользу пострадавшего.

По мнению специалиста, главное не оставлять происшествие без внимания. Чем больше случаев нарушения фиксируется, тем больше шансов повлиять на ситуацию и сделать передвижение курьеров безопаснее, уверен он.

Читать всю статью