ARTICLE AD BOX
Исторический комплекс «Кресты» — памятник архитектуры. Он расположен на Арсенальной набережной в центральной части Петербурга. Его построили в 1892 году на месте одиночной тюрьмы. В разные годы там отбывали срок политические преступники, государственные деятели и деятели культуры: например, Лев Троцкий, Лев Гумилев, Иосиф Бродский.
На территории комплекса снимали многие «бандитские» фильмы. Название изолятора связано с конфигурацией двух зданий, построенных в форме крестов. Оба «креста» соединяются между собой зданием административного корпуса, на его верхнем этаже находится пятиглавый храм Александра Невского. С 2017 года всех заключенных перевели в «Кресты-2» в Колпине. Старое здание закрыто как тюрьма, сейчас там проводят экскурсии, а в храме каждую субботу идут службы.
В 2023 году комплекс передали компании «Дом.РФ». Тогда губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что «Кресты» станут арт-кластером, и там уже начал формироваться квартал креативных индустрий. В конце 2024 года «Дом. РФ» выставил комплекс на продажу: он включает в себя 29 объектов и шесть участков совокупной площадью больше 40 тысяч квадратных метров и около 4 гектаров земли. Часть из них являются объектами культурного наследия. Начальная стоимость объекта чуть больше 1 млрд рублей.
По поводу дальнейшей судьбы исторического здания ходило много слухов. Говорили, что на месте «Крестов» может появиться или общественно-деловое пространство с гостиницами, бизнес-центрами, выставочными залами и фудхоллом, или музейно-концертный кластер.
Президент корпорации PMI, гендиректор промоутерской компании «Планета Плюс» Евгений Финкельштейн участвует в аукционе. В случае победы он планирует организовать на территории «Крестов» креативное пространство. В планах создать «Музей добра и зла», а часть площадей задействовать под фестивали и концертную площадку. Подробностей он не привел. По его словам, важно сохранить историческую ценность комплекса и уникальную архитектуру. Продолжает Евгений Финкельштейн:
Евгений Финкельштейн президент корпорации PMI, гендиректор промоутерской компании «Планета Плюс» «Это очень сложный проект. Я не могу сейчас говорить о преобразованиях по одной простой причине: я не выиграл. Если бы у нас аукционы делались вместе с концепцией, это один вопрос. А так как аукционы проводятся по принципу «кто даст больше денег», к сожалению, я не могу говорить, что бы я там хотел сделать. У меня есть общая концепция, я понимаю, что там делать, но, помимо меня, человека, который хочет сделать музей, есть люди, которые все-таки попытаются сделать какой-то девелопмент. Противостоять будет крайне сложно. Я сейчас расскажу, а потом воспользуются тем, что я рассказываю. Зачем мне это нужно?»
Эксперты отмечают, что в том или ином виде здание однозначно будет пользоваться популярностью, потому что оно хоть и с мрачной, но огромной историей. Также, по их мнению, проект достаточно затратный по времени и ресурсам, так как все здания имеют охранный статус и срок возврата инвестиций будет достаточно длительным.
Медиаэксперт Евгений Сафронов считает, что это хорошая идея, но сложности в ее реализации, конечно, есть:
Евгений Сафронов медиаэксперт «Здание крепкое, хорошее. Использовать его для блага населения — и питерского, и всего российского, — я думаю, это правильно. Насколько оно приспособлено для тех нужд, которые заявлены, не знаю, но, скорее всего, это можно будет как-то подстроить, подрегулировать. Я уверен, что это будет пользоваться большим спросом. Другой вопрос, что оно не приспособлено для больших мероприятий. Оно окружено со всех сторон жилыми домами, достаточно плотная застройка, то есть это плохо для больших фестивалей. На мой взгляд, больше чем на 1,5-2 тысячи проводить мероприятия там невозможно. Кроме того, там, скорее всего, нет больших залов. В принципе, проводить там мероприятия — это разумно, а делать музей просто напрашивается».
Кто еще претендует на «Кресты», Финкельштейну неизвестно. Но он отметил, что на объекте большое количество ограничений. В случае победы все дальнейшие планы нужно будет согласовывать с правительством города.