ARTICLE AD BOX
Легкомоторный медицинский самолет Learjet 55, на борту которого находились 6 человек, рухнул в жилом районе американского города Филадельфия (штат Пенсильвания). Все члены экипажа и пассажиры погибли. Еще одной жертвой катастрофы стал водитель автомобиля, который оказался ближе всего к месту падения бизнесджета. Это уже вторая подряд резонансная авиакатастрофа в США: днем ранее в небе над Вашингтоном столкнулись пассажирский самолет и военный вертолет. Трагедия унесла жизни всех 67 человек, находившихся в этих воздушных судах.
Инцидент в Филадельфии произошел вечером в пятницу, практически сразу после того, как самолет вылетел из местного аэропорта. На кадрах с камер наблюдения видно, как борт, успевший набрать высоту около 500 метров, практически отвесно пикирует и падает на землю, после чего следует сильный взрыв. Предварительно причиной крушения называют разрыв баллона с кислородом на борту Learjet 55. Некоторые очевидцы, которых цитируют местные СМИ, говорят, что перед падением самолета видели в небе вспышку. Но пока бортовой самописец бизнесджета не обнаружен.
Поскольку баки Learjet 55 были полными, при его столкновении с землей вспыхнул сильный пожар, загорелось несколько автомобилей, близлежащих коммерческих и жилых построек. Около двух десятков человек госпитализировали с травмами разной степени тяжести. На борту самолета находились шесть граждан Мексики - два пилота, два врача, девочка и сопровождавшая ее мать. Они летали в Филадельфию для лечения девочки.
Параллельно американские СМИ рассказывают о тех, чьи жизни оборвались днем ранее в катастрофе над Вашингтоном. К воскресенью спасателям удалось обнаружить тела примерно четырех десятков погибших, включая Вадима Наумова и Евгению Шишкову - чемпионов мира по фигурному катанию в парах в составе сборной РФ. У них остался сын Максим, которого опекают близкие. Как рассказала мать Наумова, их похоронят в Бостоне (штат Массачусетс). Ранее сообщалось, что среди пассажиров также была бронзовый призер чемпионата СССР по фигурному катанию Инна Волянская, 8 участников юниорской сборной США по фигурному катанию.
Кроме того, выяснилась личность третьего члена экипажа военного вертолета - это 28-летняя Ребекка Лобах, имевшая определенный опыт полетов (около 500 часов). Она была одним из двух пилотов за штурвалом UH-60 Black Hawk в момент крушения. Полет считался тренировочным, его участники отрабатывали миссию по эвакуации первых лиц в случае атаки на США, а сам этот вертолет зачастую использовался для перевозки высокопоставленных военных и чиновников. Поначалу в Пентагоне сообщили имена только двух из трех членов экипажа (оба мужчины), а личность третьего не называли. Газета The Washington Post пишет, что сделано это было по просьбе родственников погибшей. Однако это привело к разного рода слухам в прессе на фоне того, что президент США Дональд Трамп винил в катастрофе инклюзивную кадровую политику, которую военные проводили в отношении сексуальных меньшинств при его предшественнике Джо Байдене.
Между тем, если судить по данным в СМИ, то причиной трагедии, вероятнее всего, стал именно человеческий фактор. Пока не обнаружилось никаких подтверждений тому, что столкновение могло быть следствием терроризма, умышленного преступления или технических неполадок на борту вертолета или самолета. Особое внимание приковано к действиям экипажа "черного ястреба", который, предположительно, летел примерно на 30-40 метров выше допустимого. Траектории двух воздушных судов пересеклись на высоте около 90 метров. При этом диспетчерам приборы якобы показывали, что вертолет находился ниже, на высоте примерно 60-70 метров. До сих пор неясно, почему UH-60 Black Hawk, экипаж которого видел самолет и получил от диспетчеров указание обходить его справа, не уклонился от столкновения. Не исключается, что экипаж вертолета видел фонари другого самолета или яркие огни, спутав их с лайнером, о котором говорили диспетчеры.
Специальные службы постепенно извлекают из реки Потомак, куда рухнули оба борта, их обломки. Обнаружены все самописцы, однако об их содержимом известно пока немногое. По данным СМИ, пилоты самолета в последнее мгновение, вероятно, заметили приближавшийся вертолет. Такой вывод делается на основании "вербальной реакции" пилотов и того, что в этот момент нос самолета начал движение вверх. Вероятно, пилоты пытались уйти от столкновения, однако времени на маневр уже не было - через секунду в правый борт самолета на полном ходу врезался "черный ястреб" и запись прервалась.
Под микроскопом изучают и действия диспетчеров вашингтонского аэропорта имени Рональда Рейгана, рядом с которым произошла катастрофа. Ранее указывалось, что в момент столкновения один из диспетчеров в вышке одновременно координировал полеты и вертолетов, и самолетов, хотя обычно этим занимаются два разных человека. Кроме того, по данным телеканала NBC, руководство управления воздушным движением в аэропорту позволило одному из диспетчеров покинуть смену раньше времени.
Между тем хотя крупных катастроф в США не случалось давно, в местных СМИ за последние годы не раз появлялись публикации о том, как из-за разного рода несовершенств в работе воздушных служб несколько раз самолеты проходили на волоске от столкновения лишь по счастливой случайности. В этот раз случайность оказалась трагической. Но, вероятно, одним из ключевых для следствия вопросов станет то, а справедливо ли вообще говорить о случайности? И почему все установленные процедуры и электронные системы не сумели предотвратить столкновение?