ARTICLE AD BOX
С 2021 года Минкультуры определяет количество бюджетных мест для приема на программы специалитета людей с уже имеющимся высшим образованием в лучшие творческие вузы страны, готовящие режиссеров кино и театра, звукорежиссеров, композиторов, переводчиков художественной литературы. В мире искусства систему квот одобряют, хотя порой на бюджетные места для будущих режиссеров претендуют не дипломированные актеры или сценаристы, а далекие от киноиндустрии люди — врачи, строители мостов и дорог, учителя, чиновники. В теме разбиралась «Парламентская газета».
Оптимальные проценты
Постановление Правительства с перечнями ведущих творческих вузов и квотируемых специальностей высшего образования в области искусств утверждено осенью 2021 года. С тех пор к каждому новому набору Минкультуры определяет количество мест для абитуриентов с высшим образованием.
«Квота формируется исходя из потребностей отрасли, а также специальностей, обучение по которым осуществляет тот или иной вуз», — пояснили «Парламентской газете» в Минкультуры.
Соискателей на места по квотам вузы принимают на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. В списке — ВГИК, ГИТИС, Российская академия музыки имени Гнесиных, Московская консерватория имени П.И. Чайковского, Литературный институт имени А.М. Горького, Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, Казанская консерватория имени Н.Г. Жиганова.
Количество мест, специальностей и конкретных вузов для таких абитуриентов может меняться. Например, не все учебные заведения из перечня-2024 попали в список 2025 года. В некоторых вузах квота сократилась. Например, в Театральном институте имени Бориса Щукина в 2024 году на специальность «режиссура театра» квота на людей с «вышкой» составляла 80 процентов, а в 2025-м ее хотят сократить до 75 процентов. В Санкт-Петербургской консерватории год назад им предназначалась четверть мест по направлению «музыкальная звукорежиссура», а в новом году квоты на них нет вообще.
У самого знаменитого отечественного киновуза — ВГИКа, как и в прошлом году, по 30 процентов бюджетных мест на «режиссуре кино и телевидения» и «звукорежиссуре аудиовизуальных искусств» предназначено для абитуриентов с высшим образованием. ГИТИС, Гнесинка, Российский институт сценических искусств, Литинститут тоже в этом смысле выглядят примерами стабильности.
Зампред Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская пояснила «Парламентской газете», что в конце прошлого года на одном из заседаний комитета, посвященном поддержке культурно-просветительских проектов для детей и молодежи, как раз обсуждали тему квот в творческие вузы. «По отзывам, квоты Минкультуры являются оптимальными», — сказала сенатор.
С багажом и без багажа
«В советское время люди могли получить второе высшее бесплатно. Но затем эту историю отменили, что стало большим минусом для отечественной киноиндустрии, потому что у нас есть дефицит квалифицированных кадров, а приток людей, имеющих хорошее предварительное образование и жизненный опыт, сузился. Не у всех талантливых есть деньги платить за второе высшее», — сказал «Парламентской газете» генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. По словам кинорежиссера, возвращение системы квот Минкультуры обязательно даст в будущем хороший результат.
В министерстве систему квот называют уникальной возможностью для людей «реализовать творческий потенциал и одаренность, в том числе за счет приобретения новой профессии».
Россияне этим активно пользуются. Так, в ГИТИС успешно поступили абитуриенты с дипломами строителей железнодорожных дорог, мостов и транспортных тоннелей и госуправленцев. Во ВГИКе на специальность «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» зачислена абитуриентка, учившаяся в Первом медицинском университете имени Сеченова, а на специальность «Режиссера кино и телевидения» приняли абитуриентов с дипломами МГУ, Иркутского медицинского и Башкирского педагогического университетов.
В Минкультуры в этой смене профессии ничего плохого не видят. Наоборот, уверяют, что квотируемые специальности требуют «наличия жизненного опыта и целостного взгляда на жизнь».
Карен Шахназаров с этим согласен: «Режиссура — специальность, которая требует знания жизни, на нее всегда был большой поток людей с высшим образованием и опытом. И практически всегда из них получались специалисты более высокого качества».
Глава Мосфильма напомнил, что, например, до ВГИКа Вадим Абдрашитов учился в МХТИ и работал на Московском заводе электровакуумных приборов, а Глеб Панфилов окончил химический факультет Уральского политехнического института и трудился на Свердловском заводе медаппаратов.
К ним можно добавить Владимира Меньшова, который до аспирантуры при кафедре режиссуры во ВГИКе работал токарем, шахтером, матросом, а затем учился на актерском факультете. Или Андрея Тарковского, который до поступления в институт кинематографии был студентом института востоковедения и работал в научно-исследовательской экспедиции в Красноярском крае.
«Люди с опытом, которые решили связать себя с кино или театром не сиюминутно, всегда имели преимущество по сравнению с выпускниками школ, потому что для таких творческих профессий, как режиссер, драматург, жизненный багаж очень важен», — сказал Карен Шахназаров.