ARTICLE AD BOX
ПЕТРОЗАВОДСК, 14 марта. /ТАСС/. Выставка агитационных и пропагандистских материалов времен Великой Отечественной войны "На пути к Победе!" открылась в музее ИЗО Карелии. Экспозиция посвящена 80-летию Победы, сообщила ТАСС куратор выставки Юлия Апроду.
"Выставка называется "На пути к Победе", мы решили создать экспозицию, наверное, впервые в нашем музее, посвященную наглядной агитации. Через героический, сатирический плакат, карикатуру, листовку и, конечно, печатную прессу хотели привлечь внимание посетителей к теме войны, поскольку в этом году мы отметим 80-летие победы в Великой Отечественной. Нам важно было проследить историю военных лет через советскую пропаганду и агитацию", - рассказала собеседница агентства.
На выставке презентовали более 60 произведений, в том числе порядка 30 оригинальных работ. Это литографии, автолитографии, тиражная печать и графика. Посетителям представили лучшие образцы того времени.
"Конечно, в то время это был "третий фронт". В тылу, на передовой шла подготовка этих материалов, которые распространяли в каждом блиндаже, в партизанских отрядах, даже за рубежом. Это была серьезная идеологическая борьба, важное оружие для подъема духа солдат, всего советского народа. Мне важно было показать самые "воюющие" плакаты. "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Кукрыниксов, "Родина-мать зовет!" Ираклия Тоидзе. Также важно, пусть и в репродукции, показать плакат "Ты чем помог фронту?" известного автора Дмитрия Моора, который он переделал из своей известной работы времен Гражданской войны "Ты записался добровольцем?" Нам важно было создать выставку с высоким патриотическим посылом, чувством гражданственности", - сказала Апроду.
Этим целям в годы Великой Отечественной войны также служили карикатуры, сатирические плакаты и листовки, высмеивающие врага.
"Там, где смешно, уже, наверное, не страшно. Здесь, в частности, важны работы творческого объединения ленинградских художников "Боевой карандаш". Во время войны и особенно блокады ежедневно собиралась редколлегия, выбирала лучшие эскизы. Работа не останавливалась, несмотря на голод и холод. Другое объединение, Кукрыниксы, выступили инициаторами создания творческого объединения "Окна ТАСС". У них были трафаретные крупногабаритные плакаты, лучшие экземпляры издавались большими тиражами. А "Боевой карандаш" - это печатная графика небольшого формата, общий тираж доходил до 2 млн экземпляров", - отметила куратор выставки.
Отдельное внимание организаторы выставки уделили карельским художникам, создателям и участникам творческого объединения "Карелфин ТАГ".
"Во время Великой Отечественной войны Карело-Финская ССР почти вся была оккупирована финнами. И уже в 1940 году образовалось агентство "Карелфин ТАГ". Главные художники, которые выступили тогда иллюстраторами, создателями плакатов, карикатур, это, конечно, Константин Буторов, Ксения Осипова. И здесь самая главная тема, кроме воодушевления советского народа на борьбу с врагом - отношения между Финляндией и Германией. На одной из карикатур мы видим, что Финляндия изображена в виде курицы, которую ощипывает Гитлер. Мы знаем, что Суоми поставляла сырье для военной промышленности Третьего рейха, а в ответ не получала, в общем-то, ничего", - сообщила Апроду.
По ее словам, Константин Буторов - один из известнейших плакатистов Карелии, организатор объединения "Окна Карелфин ТАГа" по аналогии с "Окнами ТАСС". Его графические работы выставлялись в штабе Карельского фронта рядом с военными сводками. Творчество Ксении Осиповой, в частности, было посвящено восстановлению Карелии, Петрозаводска после освобождения от финских оккупантов.
Выставка "На пути к Победе!" будет работать в музее изобразительных искусств Карелии до 25 мая 2025 года.
"Окна ТАСС" - серия советских агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны. Считаются преемником "Окон сатиры РОСТА" (Российского телеграфного агентства, так в Гражданскую войну назывался ТАСС). Среди авторов стихов и иллюстраций были Владимир Маяковский, Михаил Черемных и Иван Малютин.
Впервые плакаты "Окон ТАСС" были напечатаны 27 июня - на пятый день после начала Великой Отечественной войны. За первый военный месяц редакция выпустила 119 плакатов, тираж составил 7,2 тыс. экземпляров. Коллектив работал без выходных, работа не останавливалась ни на час.