В Звенигороде открылась большая выставка Ивана Шишкина

2 часа(ов) назад 4
ARTICLE AD BOX

Крупнейшая за последние годы выставка Ивана Шишкина с четверга 6 марта открыта в Звенигородском манеже. Судите сами: в Подмосковье Русский музей привез две три своей первой по величине коллекции полотен великого художника (на втором месте - Третьяковская галерея). Те, кто придет сюда за "патриархом лесов" - а эта слава закрепилась за живописцем еще при жизни - разочарованы не будут, но и те, кто таит надежду увидеть неизвестного Шишкина, обязательно найдут среди 40 представленных в залах картин свои, "тихие" шедевры.

В Звенигороде открылась большая выставка Ивана Шишкина

© Российская Газета

Звенигород постепенно становится одним из культурных центров Подмосковья - по крайней мере выставки, которые вот уже третий год проводит местный отреставрированный Манеж, способны серьезно потягаться со столичными. "Виной" тому крепкая дружба с Русским музеем: это из Северной столицы сюда осенью 2023 года привозили Левитана и круг его сподвижников, летом 2024-го - "Преображенную природу" с работами отечественных мастеров разных лет. "Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа" - третий совместный проект, и под его знаком пройдет теперь уже нынешняя весна.

Маршрут этой выставки указывают как будто бы медвежьи следы: движение по "лапкам" - как напоминание об одной из самых известных картин Шишкина "Утро в сосновом бору". В Звенигороде мы ее не увидим по понятной причине - она хранится в Третьяковке, но таким вот милым образом этот обязательный шедевр в залах все равно обозначен и "аукается".

- Нам хотелось показать эволюцию пути художника, поэтому на выставке мы постарались представить все этапы его творчества, - говорит ведущий научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Сергей Криводенченков.

Путешествие по экспозиции отчасти поэтому выстроено хронологически. Первая картина - первый успех Шишкина в живописи - "Вид в окрестностях Петербурга". По признанию самого художника, писалась картина тяжело, только благодаря "молитве маменьки", но за нее совет Императорской Академии художеств присудил ему малую серебряную медаль. Золотую Иван Иванович получит за работы, сделанные чуть позже на острове Валаам (местность Кукко). Для пейзажиста суровая, скалистая природа тех мест - и школа, и проверка мастерства: Шишкин справился и получил возможность практиковаться за границей.

Он работает в Швейцарии и Германии, но - удивительно! - эффектные здешние виды его совсем не вдохновляют, он пишет свое, родное, будто никуда и не уезжал: тенистые лесные массивы, кряжистые высокие деревья, тропинки… Место выдают лишь названия: "Буковый лес в Швейцарии", "Тевтобургский лес".

- Его подход уже сложился, и неважно, где он работает - в Швейцарии или Подмосковье, - обращает внимание куратор. - Причем до Шишкина пейзажистов критиковали: что у вас за лес, дуб от березы не отличить! У Шишкина все иначе: и сам лес, и каждое дерево имеет свое лицо. Но он никак не приукрашивает природу, он просто видит ее красоту.

А еще Шишкин ее искренне любит - и в этом, наверное, его главный секрет. На одном из стендов - цитата художника: "Лес здесь превосходный. Лес еловый, сосновый, осина, береза, липа… Болото - прелесть!". Ну, кто еще так скажет? А вот еще одно доказательство: "Травки" - кстати, из постоянной экспозиции Русского музея. Маленький, но наполненный нежностью этюд: словно выхваченный взглядом уголок лесной полянки со всем многообразием кустиков, цветочков, веточек. С какой точностью и любовью выписана здесь каждая травинка! По этой же, вероятно, причине мы можем долго и пристально рассматривать "Болото в лесу", "Пригорок" или эпическое полотно "Перед грозой". Кстати, волю воображению Шишкин не давал, он был в чем-то художником-ученым - добивался безупречной точности увиденного, никогда не полагаясь только на память.

"Сосной на выставке запахло - солнца, свету прибыло!" - эти жизнеутверждающие отзывы современников мастера можно отнести и к выставке к Звенигородском манеже. Прошелся по залам - а будто прогулялся под мощными кронами, вдохнул свежего воздуха, смог побыть с самим собой и набраться сил.

Конечно, лес здесь - главный герой, но - не единственный. Видели ли вы когда-нибудь крыши в исполнении Шишкина? Да еще и заснеженные? "Городские крыши зимой" - из совсем неожиданного, как, например, и предельно реалистичный "Деревенский двор". А вот и совсем удивительное: "Шишкин и Гине в мастерской на острове Валааме" - художник изобразил себя и своего друга в одной из монастырских келий, где для них была устроена мастерская. Это одно из немногих шишкинских полотен с людьми, а еще с загадкой - над каким масштабным полотном работал в то время художник? Оно обращено к зрителю оборотной стороной…

В Звенигороде Иван Шишкин не был. По-крайней мере, документальных свидетельств этому нет. Но сюда впоследствии перебрался его большой друг - Лев Каменев, так что - все возможно. Здесь, между прочим, на сохранившихся крепостных валах растут одни из самых древних сосен в Подмосковье - им около 250 лет. Может быть, они что-то помнят?

Каким человеком был Иван Шишкин?

Вот как сам художник ответил однажды на вопросы "Петербургской газеты".

"Главная черта моего характера? Прямота, простота.

Мое главное достоинство? Откровенность.

Мой идеал счастья? Душевный мир.

Что было бы для меня великим несчастьем? Одиночество.

Кем бы я хотел быть? Действительно великим художником.

Страна, в которой я всегда хотел бы жить? Отечество".

"В этой анкете был еще один вопрос - "Что для вас самое главное?" И Шишкин ответил - быть патриотом. Для него это значило одно: через природу показывать красоту родной земли. Он мастер чисто русского пейзажа", - добавляет Сергей Криводенченков.

Навигатор

Выставка "Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа" открыта в Звенигородском манеже с 6 марта по 29 июня. Входной билет - 300 рублей в будние дни, 400 рублей - в выходные.

Читать всю статью