Эстония забирает у русских последнее достояние

2 дня(ей) назад 4
ARTICLE AD BOX

«Это вызовет взрыв ненависти со стороны русского населения Эстонии. Своя церковь – это последнее что у них осталось». Такими словами политологи предсказывают возможные последствия беззакония, которое прямо сейчас готовит по отношению к русской церкви эстонское государство. О чем идет речь?

Эстония забирает у русских последнее достояние

© Деловая газета "Взгляд"

Атаку на Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) государство начало год назад. Сначала был депортирован в Россию глава ЭПЦ МП – митрополит Евгений. Затем заместитель Евгения митрополит Даниил был вызван в Министерство внутренних дел. Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс потребовал: либо церковь «добровольно» рвет канонические связи с Московским патриархатом, либо ее постигнут тяжкие последствия – вплоть до запрета.

Церковь попыталась отделаться малой кровью. Собор ЭПЦ МП в августе 2024 года принял новую редакцию церковного устава – из которой было убрано упоминание Московского патриархата. Кроме того, название сократили до Эстонской православной церкви (кстати, на такой форме названия – ЭПЦ МП – в свое время настояло именно государство, когда после десятилетия отказов согласилось зарегистрировать церковь в начале 2000-х). Также в уставе закрепляется «самостоятельность в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских».

В заседании, на котором были приняты эти решения, удаленно участвовал митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений, депортированный из страны по распоряжению эстонских властей в начале прошлого года и ныне проживающий в Москве. Факт участия в соборе митрополита Евгения очень разозлил власти – чиновники называют недопустимой ситуацию, когда высланный ими предстоятель продолжает руководить церковью. «Близкие к президенту Российской Федерации лица не должны иметь возможность руководить церковью в Эстонии», – подчеркивает премьер-министр страны Кристен Михал.

Однако вариант избрания нового предстоятеля церковью не рассматривается. «Он остается главой нашей Эстонской православной церкви», – пояснил епископ Даниил, второе лицо в ЭПЦ.

В октябре прошлого года Министерство внутренних дел отклонило предложение ЭПЦ МП взять новое название «Эстонская православная церковь». А 24 января 2025 года епископ Даниил заявил, что они подали заявление на регистрацию другого варианта названия – Эстонская христианская православная церковь. Но судя по всему, снова последует отказ. Ведь новые устав и название должен утвердить патриарх Кирилл. А это само по себе означало бы, что связи с Москвой остаются.

Правительство Эстонии уже заготовило свой план в отношении непокорной церкви. Так случилось, что с начала 90-х в стране параллельно действуют две независимые друг от друга православные институции: одна подчиняется Москве, а другая – Константинополю. По мнению эстонского правительства, ЭПЦ должна влиться в Эстонскую апостольскую православную церковь.

ЭАПЦ, находящаяся под юрисдикцией Константинополя, в несколько раз уступает ЭПЦ по величине своей паствы – 7 тыс. верующих против 100 тыс. Зато ЭАПЦ, по мнению властей, «правильная»: поскольку она всегда жестко противостояла Московскому патриархату, стремясь лишить его всяческого влияния на территории Эстонии. Возглавляет ее митрополит Стефан – он был отправлен Константинополем в Эстонию в 1999 году и с самого начала проявил себя, как ярый враг ЭПЦ МП.

На эту тему Захарова призвала власти Эстонии «не лезть с либеральными ценностями» в церковь В Эстонии предложили изменить закон для ликвидации ЭПЦ Эстония устроила гонения на православие по украинскому сценарию

От лица ЭАПЦ наступление на русское православие повел священник Кристьян Отсманн. Он заявил, что Эстонская православная церковь должна войти в состав ЭАПЦ на правах отдельного викариатства (епископства), поскольку сейчас является агентом влияния Москвы.

Аналогичный ультиматум был предъявлен Пюхтицкому (от эстонского Pühtitsa – «святое место») ставропигиальному женскому монастырю, напрямую подчиняющемуся Московскому патриарху. Это один из крупнейших центров притяжения русских православных, находящийся за пределами Российской Федерации, наряду с русскими монастырями на Афоне и в Израиле. За все время существования обитель ни разу не закрывалась. В настоящее время там проживают 96 монахинь, большинство находится уже в преклонном возрасте. Руководит им игуменья Филарета (в миру – Ксения Викторовна Калачева). Мать Филарета – уроженка Самары, послушницей в Пюхтицкую обитель она поступила в 1992 году, в возрасте двадцати четырех лет.

Весной прошлого года в обитель приехал глава МВД Ляэнеметс, сказавший матери Филарете, что монастырь обязан порвать «с Москвой и Кремлем». Он пригрозил неприятностями для обители в случае неподчинения. «Государство в какой-то момент вынуждено будет через суд ходатайствовать о принудительном прекращении деятельности», – предупредил эстонский министр внутренних дел, находясь в монастыре.

Но настоятельница Филарета дала понять, что обитель не подчинится шантажисту.

Осенью прошлого года игуменья отправила в МВД обширное письмо, в котором напомнила, что по уставу монастыря органами его управления являются патриарх РПЦ, настоятельница и духовный собор. «Ни у настоятельницы, ни у духовного собора монастыря нет права принимать такое (о выходе из подчинения Московскому патриархату. – прим. ВЗГЛЯД) решение», – написала Филарета. «Вопрос о предоставлении или отмене ставропигиального статуса является преимущественным правом Патриарха Московского и всея Руси», – отметила она. Но даже и патриарх не может принять подобное решение единолично, оно требует коллегиального подхода. Филарета добавила, что устав монастыря также не предусматривает возможности обращения к Патриарху с подобной просьбой. «У членов монастыря нет своей воли, мы живем в послушании», – подчеркнула она.

Филарета добавляет, что они были вынуждены основательно изучить ситуацию в контексте внутрицерковных отношений. «В результате мы можем сказать, что такая инициатива (о разрыве с Москвой – прим. ВЗГЛЯД.) со стороны монастыря означала бы в прямом смысле духовную смерть для наших монахинь, потому что тогда пропадет единение со Вселенской церковью и, что самое страшное, присутствие Святого духа», – говорится в ответе монастыря министерству.

6 ноября матушка Филарета выступила на прошедшей в Таллине международной конференции «Православная Церковь в Эстонии – самостоятельность: возможности развития, риски, последствия». Там она заявила, что Пюхтицкий монастырь стал заложником политической ситуации, что угрожает его существованию. По логике эстонских властей монастырь с его насельницами превращается в некую подрывную организацию.

«Нас принуждают нарушить церковный устав, нас по сути выдавливают из правового поля и превращают в изгоев, людей второго сорта, с которыми можно поступать, не считаясь с требованиями закона и нравственности», – с горечью сказала настоятельница.

Эти заявления вызвали негодование представителей эстонской политической элиты. По мнению бывшего директора Полиции безопасности (КаПо) Арнольда Синисалу, слова настоятельницы Филареты свидетельствуют о том, что монастырь «находится под влиянием нарративов российского государства». Мол, это только кремлевские пропагандисты могут утверждать, что русские Эстонии находятся в неравноправном положении. Экс-главу КаПо беспокоит, что в какой-то момент Москва может начать раскачку русского населения Эстонии, подбивая его на бунт против государства – и используя православную церковь в качестве своего орудия.

23 января правительство Эстонии одобрило законопроект, в соответствии с которым «действующие в Эстонии церкви, монастыри или другие религиозные объединения не могут быть связаны с зарубежным руководящим органом, представляющим угрозу для нашего государства». По словам Лаури Ляэнеметса, данные законодательные поправки необходимы потому, что «подчиняющаяся Московскому патриархату православная церковь является для России и Кремля самым важным инструментом их влияния в Эстонии». Министр подчеркнул: «Этому надо положить конец». В ближайшее время этот законопроект рассмотрит парламент. Сомнений в утверждении нового закона нет.

Что будет после того, как закон примут? Церковь должна будет изменить свой устав, полностью разорвав канонические связи с Москвой и сменив своего предстоятеля. В случае отказа у нее отберут регистрацию, поставив церковь вне закона. В свое время правительство создало точку уязвимости ЭПЦ – ее храмы ей не принадлежат, она арендует их у государства за символическую цену. Власти в любой момент могут отобрать эти храмы и передать их в распоряжении ЭАПЦ.

Политик Индрек Таранд (бывший депутат Европардамента от Эстонии) предлагает не церемониться. Он отрезал: «Желающие могут реализовать религиозную свободу в эстонских православных храмах, подчиненных Константинопольскому патриарху. Точка».

А как Таранд предлагает поступить со священниками, монахинями и монахами, не желающими подчиняться? «Все очень просто – биржа труда предоставляет им подходящую, честную работу, на которой не надо просить милостыню. Для упирающихся есть пограничные мосты на реках Нарва и Пиуза», – советует Таранд. Экс-евродепутат подчеркивает, что монастырь в Куремяэ является «большой проблемой» и угрозой для безопасности эстонского государства.

Однако руководство православной церкви держится мужественно. «Планируемые ограничения затрагивают каноническое право, и выполнение требований может оказаться невозможным по причинам, не зависящим от церкви и ее приходов. Принудительный канонически незаконный разрыв связей со своим патриархатом и переход в другой патриархат является вмешательством во внутреннюю жизнь религиозных объединений», – пояснил епископ Даниил. Церковь наняла опытных юристов и пытается выпутаться их поставленной ей государством ловушки.

Недавно эстонские православные получили удар в спину от человека, тоже называющего себя христианином. Это архиепископ Эстонской евангелическо-лютеранской церкви Урмас Вийльма, параллельно возглавляющий действующий в стране Совет церквей.

Ранее ЭПЦ неоднократно обращалась к нему с мольбой о заступничестве и просила, чтобы Вийльма и Совет церквей возвысили голос против творящегося произвола. Однако Вийльма сказал, что соответствующий законопроект «не является угрозой для свободы вероисповедания». Единственное, что беспокоит Вийльма – как бы государство, войдя во вкус, не начало вмешиваться в дела остальных конфессий. Вот этого, по словам Вийльма, допустить никак нельзя, а что касается православной церкви, то пусть светские власти поступают с ней, как хотят.

Депутат парламента от Центристской партии Вадим Белобровцев отмечает: «Мы имеем дело с ситуацией, когда конкретных претензий в данный момент нет. Нет никаких признаков того, что Эстонская православная церковь Московского Патриархата вела бы себя как-то неподобающе по отношению к эстонскому законодательству, по отношению к безопасности нашей страны». Но это, по мнению эстонских властей, ничего не значит – они уверяют, что церковь хоть и не занималась «подрывной деятельностью», но может начать ее когда-нибудь в будущем.

Политолог Максим Рева, уроженец Эстонии, хорошо знающий обстановку в этой стране, сказал газете ВЗГЛЯД, что власти Эстонии пойдут до конца. «Они уже не могут свернуть без потери лица – после всех слов и угроз, которые они высказали. Но могу отметить, что, если речь действительно дойдет до запрета церкви, отъема храмов и здания монастыря, это вызовет взрыв ненависти со стороны русского населения Эстонии. Своя церковь – это последнее что у них осталось: после ликвидации русских школ, сноса памятников советским воинам, ликвидации братских кладбищ, повсеместных запретов на русский язык», – резюмирует Рева.

Читать всю статью