ARTICLE AD BOX
В 2024 году российский книжный рынок существенно изменился за счёт внедрения технологий искусственного интеллекта и развития интернет-площадок для чтения и продажи книг. По словам экспертов отрасли, в РФ активно развивается направление цифровых книг — за год рост здесь составил 30%. Проникли в книжную сферу и технологии искусственного интеллекта: ИИ помогает читателям сориентироваться среди множества новинок, анализируя их предпочтения, а нейросеть используется как помощник при создании литературных произведений, отмечают специалисты. Что касается жанров, то российские книголюбы в основном предпочитают фэнтези, фантастику, любовные романы и детективы.
В Международный день книгодарения, 14 февраля, эксперты и лидеры российского книжного бизнеса по традиции подвели итоги за прошедший год.
На презентации широко обсуждалось функционирование интернет-площадок и цифровых средств в книготорговле, а также использование искусственного интеллекта в издательском деле.
Внедрение ИИ
Так, генеральный директор объединённой розничной сети «Читай-город — Буквоед» Александр Брычкин рассказал, что посетители магазинов сети «Читай-город», пользователи сайта и приложения могут обращаться за консультациями к помощнику Chit-AI. Этот сервис, состоящий из нескольких алгоритмов машинного обучения, создаёт читательский профиль и может рекомендовать книги, которые наверняка понравятся пользователю.
При этом, как разъяснил Брычкин в беседе с RT, особую ценность представляет не разработка, а объём собранных данных: более 10 тыс. отзывов и 50 тыс. оценок от участников программы лояльности, а также накопленная ранее информация. Алгоритм анализирует в том числе купленные или отложенные книги и корзину покупателей.
Он добавил, что Chit-AI выступает и как цифровой помощник для продавцов. Помимо робота, покупатели активно пользуются и другими цифровыми возможностями. Среди них — сервис click-and-collect, благодаря которому можно забронировать нужные книги в магазине. За 2024 год его популярность выросла вдвое.
Что касается использования искусственного интеллекта при создании литературных произведений, то роль нейросетей будет оставаться вспомогательной. Такого мнения придерживается генеральный директор компании «ЛитРес» Сергей Анурьев.
«Продвигать ИИ — потенциально тяжёлая вещь, потому что тогда издательство либо сервис отвечает своим именем за то, что продвигает произведения, не созданные человеком. Это не очень устойчивая почва. Нужно смотреть, что там происходит, что там написано. И тогда ИИ выполняет роль «второго пилота», — подчеркнул топ-менеджер в беседе с RT.
По его словам, если написать в редакторе простую фразу, то нейросеть дополнит и расширит её.
«Например, ты пишешь в редакторе: «Он зашёл в комнату», а искусственный интеллект уже начинает рассказывать, что в комнате был определённый антураж, что за окном был дождь — делает из эти трёх слов абзац или отрывок из Льва Толстого про дуб», — привёл пример Анурьев.
Самиздат и бумажное пиратство
Как подчёркивают эксперты отрасли, современный книжный рынок тесно связан с интернетом по целому ряду направлений: это и распространение книг в цифровом формате на онлайн-площадках, и переход авторов самиздата к работе с платформами и издательствами, и торговля печатной продукцией.
По данным Сергея Анурьева, в прошлом году по сравнению с 2023-м рынок цифровых книг вырос на 30%. В числе наиболее популярных жанров — фэнтези, фантастика, любовные романы и детективы.
Среди авторов на платформе «ЛитРес» лидируют (по выручке) так называемые цифровые писатели, чьи произведения представлены в самиздате: Серж Винтеркей, Роман Прокофьев и Макс Глебов занимают первые три строки рейтинга. Четвёртое место досталось Сергею Лукьяненко, далее снова следует диджитал-автор Anne Dar.
Интерес аудитории к этим писателям отражает общую картину на интернет-платформах, говорят специалисты. Так, в 2024 году самиздат (если говорить о тексте и не принимать в расчёт аудиокниги) впервые обогнал электронные книги, представленные издательствами: его доля составила 53%. При этом, если авторы продолжают размещать свои произведения уже на профессиональных площадках, читатели не всегда осознают, что они пришли из самиздата.
Авторам, работавшим в формате интернет-самиздата, легче выйти на традиционный рынок, отметил Анурьев.
Один из примеров — Анна Джейн, признанная самой издаваемой в 2023 и в 2024 годах. Она прославилась именно в самиздате, и даже после публикации её книг в АСТ и Clever новые произведения размещались на профильных платформах.
В то же время Виктор Дашкевич (автор цикла романов об альтернативной реальности «Колдун Российской империи»), чьи книги вышли большими тиражами в 2024-м и входят в список ожидаемых проектов «Эксмо» в 2025-м, перешёл к сотрудничеству с издательством иным путём, напомнил Анурьев. Дашкевич не добился широкой известности в самиздате, а его произведения были доработаны редакцией.
Тем не менее, по словам Анурьева, считать популярность автора в самиздате гарантией успеха при работе через издательство не стоит.
Одновременно с подъёмом цифрового рынка растёт и доля в нём аудиокниг: за последние пять лет она выросла с 27% до 37%, рассказал гендиректор «ЛитРеса». При этом пользователи уделяют большое внимание функции ускоренного прослушивания ради экономии времени.
Интернет ощутимо влияет и на рынок бумажных книг. Как сообщил генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьёв, в 2024 году маркетплейсы стали единственным каналом, где был зафиксирован рост — 34%. Однако здесь возник ряд проблем.