Что ждет игровой рынок в 2025 году: какие правила вводит новый законопроект и как это повлияет на участников рынка

3 часа(ов) назад 12
ARTICLE AD BOX

Карина Маргарян - Старший IT-юрист RTM Group. 12 декабря в Госдуму был внесен законопроект «О деятельности по разработке и распространению видеоигр на территории Российской Федерации». Авторы законопроекта считают, что законопроект обеспечит психологическую безопасность детей от негативного воздействия видеоигр, а также поддержит игровую индустрию. О регулировании игрового рынка в последние годы говорили много, но в основном — о маркировке видеоигр. Новый законопроект вывел на повестку дня и другие вопросы. Что регулирует законопроект? Эксперты оценивают объём российского рынка видеоигр за 2024 год в 187 млрд рублей. Траты российских геймеров на компьютерные и мобильные продукты составили более 170 млрд рублей по итогам 2024 года, что на 7,5% больше объема 2023 года. Strategy Partners прогнозирует рост к 2030 году до 250 млрд рублей. Как и предполагалось, государство хочет взять под контроль прибыльный игровой рынок. Это ясно даже из того, как обозначены направления регулирования деятельности по разработке и распространению видеоигр, указанные в законопроекте: определение мер поддержки разработчиков; установление требований к распространению видеоигр на территории РФ; осуществления государственного контроля (надзора) за распространением видеоигр. Основной упор сделан именно на введении ограничений и правил для участников рынка. Что обязаны делать организаторы платформ, распространяющих видеоигры? Законопроект также ввел понятия видеоигры, игровое имущество, сервис распространения видеоигр, организатор сервиса распространения видеоигр, распространитель видеоигры. Организаторами сервиса распространения видеоигр считают лиц, определяющих порядок использования подобных сервисов, в том числе порядок размещения видеоигр и (или) игрового имущества на сервисе. Среди обязанностей организаторов: обеспечить техническую возможность для распространителей видеоигр, информировать пользователей о содержании видеоигры; разместить на сайте сервиса свои данные, контактную информацию для обратной связи; разместить на сайте сервиса правила его использования; при наличии у сервиса возможности совершения платежей на территории РФ — обеспечить ее реализацию. Если не соблюдать требования, сервис не сможет распространять видеоигры. Каким требованиям должны соответствовать издатели видеоигр? Распространители видеоигры (издатели игр) — это обладатели исключительного права на видеоигру или имеющие право распространять ее на территории РФ. Распространители в том числе обязаны: исключить доступность для пользователей запрещенной в РФ информации; обеспечить маркировку видеоигры как информационной продукции; обеспечить информирование пользователей об особенностях ее содержания; в случае наличия в видеоигре возможности совершения платежей: опубликовать правила совершения платежей, включая порядок возврата денежных средств, а также порядок разрешения споров на территории РФ; обеспечить возможность осуществления платежей посредством российских сервисов. И к организаторам, и к распространителям предъявляется еще одно требование — о локализации персональных данных граждан РФ на территории РФ. Учитывая, что большинство крупных игроков рынка — это зарубежные компании, выполнение его представляется затруднительным. Российские суды периодически штрафуют иностранных игроков из других сфер на крупные суммы за отказ локализоваться. Многих — повторно, но это не стимулирует большинство переносить свои БД на территорию РФ. Каким образом их «заставят» в данном случае — пока неясно. Как будет происходит информирование пользователей о содержании игр? Порядок маркировки игр, разработка самих маркеров (дескрипторов) и иные детали, которые обсуждались в прошлом году участниками Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ) и Организации развития видеоигровой индустрии, в законопроекте не указаны. Правительство должно определить: порядок информирования пользователей, включая порядок нанесения маркера с категорией видеоигры и (или) текстового предупреждения об ограничении распространения видеоигры; соотношение таких маркеров категорий видеоигр аналогичным знакам категорий из международной практики маркировки видеоигр. Законопроект определяет следующие категории видеоигр: с изображением или описанием жестокости, насилия (кроме сексуального насилия) в отношении людей и животных, преступления; с содержанием отдельных элементов, способных вызывать страх, ужас или панику, включая сцены с унижением человеческого достоинства в форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы; с изображением или описанием сцен сексуального характера; с нецензурной бранью; с изображением или описанием употребления алкоголя, табачных изделий; с изображением, упоминанием или описанием употребления наркотиков, психотропных веществ; с возможностью внутриигровых покупок; иные категории, которые должны быть определены Правительством. Зачем здесь нужна экспертиза? В целях выявления в видеоигре информации об особенностях ее содержания может проводиться экспертиза. Если владельцы не согласны с ее результатами, они могут оспорить их в суде. ВАЖНО! Проведение экспертизы необязательно для присвоения категории и маркировки видеоигры перед ее распространением. Идентификация пользователей Распространители видеоигр должны производить идентификацию авторизованных пользователей. Это возможно посредством абонентского номера или «Госуслуг». Это требование стало, пожалуй, одним из обсуждаемых и спорных среди участников игрового рынка. Хотя в АПРИОРИ считают, что многие цифровые сервисы заинтересованы в интеграции с «Госуслугами», так как позволяют решить многие сложности с установлением надлежащей стороны по договору и возраст аудитории. Возможно, это актуально для других сфер, но насколько к этому готовы геймеры? Судя по бурным обсуждениям, полная деанонимизация участников не радует. Контроль за распространением Мероприятия по контролю будет проводить соответствующий орган. Он вправе запрашивать у издателей и магазинов видеоигр, также иных лиц необходимую информацию. И они обязаны предоставить ее в течение 15 рабочих дней. Если будут выявлены нарушения, проверяемым дается срок для их устранения не менее тридцати рабочих дней. Меры поддержки отрасли Меры поддержки прописаны формально и в общем виде: финансирование разработки видеоигр; организация подготовки специалистов по разработке видеоигр, поддержка образовательных программ для разработчиков; проведение научно-аналитических исследований по вопросам видеоигр; предоставление разработчикам видеоигр льгот по уплате налогов и сборов. Этот раздел является одной из проблемных точек законопроекта. Фактически ни о каких реальных мерах поддержки участников игрового рынка речи не идет. Получается, очень хочется прямо сейчас начать собирать деньги с отрасли, а как она будет развиваться дальше, не так важно. Чего ожидать игровому рынку от нововведений? В нынешней редакции ограничения чувствительны в первую очередь для иностранных разработчиков или для тех российских компаний, которые еще не позаботились о локализации данных. Еще одним камнем преткновения является вопрос с авторизацией. И проблема не только в том, что иностранные компании не будут соответствовать требованиям российского законодательства — есть риск, что отечественные разработчики (которые и так уже сильно ограничены в других странах) могут получить за рубежом зеркальный ответ. Очевидно, что до принятия текст законопроекта претерпит изменения. Необходимо уточнить сам порядок маркировки, проведения экспертиз и, конечно, меры поддержки. Игровому рынка для дальнейшего развития нужны в первую очередь реальные меры поддержки, а не новые ограничения и невыполнимые требования.

 какие правила вводит новый законопроект и как это повлияет на участников рынка

© Инвест-Форсайт
Читать всю статью