Театры Воронежа предложили детям и взрослым волшебные постановки

1 день назад 3
ARTICLE AD BOX

Две новогодние сказки выпустили в городе в преддверии зимних каникул. Праздники кончились, а приуроченные к ним постановки из репертуара не вышли. И в феврале публика воронежского театра драмы сможет вновь окунуться в атмосферу лихорадочного ожидания чуда на спектакле "Дуры мы, дуры…", а детвора - оценить в ТЮЗе версию "Щелкунчика", где есть музыка Чайковского, но нет танцев на пуантах.

Театры Воронежа предложили детям и взрослым волшебные постановки

© Российская Газета

Сказка для взрослых получилась подчеркнуто дамской, что, учитывая театральную аудиторию, вполне резонно. Драматург Дамир Салимзянов сочинил историю про "трех нормальных девчонок бальзаковского возраста" (напомним, это промежуток от 30 до 40), которые 31 декабря пытаются устроить себе веселье, несмотря ни на что. За скобками мужчины: один внезапно исчез с радаров, другой вечно в рейсе, третий такой положительный, что даже скучно… Но настоящая женщина всегда выкует свое счастье, не так ли?

От сравнений с "Иронией судьбы…" не уйти. Но создатели спектакля и не пытаются изобразить открытие в мире драмы. Они развивают тему "одиночества вдвоем", неуспокоенности женщин, которым случается быть умнее и сильнее своих партнеров. Обаятельное женское трио (Ирина Сорокина, Светлана Поваляева и Алевтина Чернявская) на высокой скорости создает и преодолевает каскад нелепых ситуаций, попутно меряясь острословием и "благоустраивая" мир вокруг.

- Пьеса не шедевр, но в женских сердцах точно отзовется. Милый смешной материал. Постановщик, наш замечательный молодой артист Егор Козаченко, исправил многие недостатки текста, сделав повествование более плотным. Мы хотели выпустить эскиз к 4 ноября, но потом подумали, что показывать "Дуры мы, дуры…" в День народного единства неэтично, - пошутил худрук театра драмы Владимир Петров.

В результате спектакль впервые представили в рамках творческой лаборатории "СИТО" ("Современные Исследования Театральных Объектов"), посвященной Году семьи. Там было несколько работ по новым пьесам, их обсудили с публикой и пришли к выводу, что доводить до состояния полноценного спектакля стоит именно комедию в версии Козаченко.

- В оригинале это что-то вроде новогоднего шоу - в двух актах, с большими монологами и хором, который в стихотворной форме проводит зрительское голосование по поводу судьбы главного мужского персонажа - Стасика. И там он, по сути, не меняется, оставаясь маменькиным сынком. Я подумал, что такое играть неинтересно, и нашел другое решение финала, - пояснил режиссер Егор Козаченко. - Если проводить параллели с "Иронией судьбы…", то главная героиня Татьяна - это Галя из фильма, про которую все забывают. Но здесь у нее есть шанс изменить свою жизнь.

В образе "шанса" выступает Стасик в исполнении Николая Байбакова - добрый, неуклюжий, неглупый, но и не похожий на надежную опору и главу семейства. Он вызывает скорее сочувственное любопытство, чем уверенность в хеппи-энде. С другой стороны - попытка не пытка, тем более под новый год…

Сказку для детей - или "рождественское чудо для всей семьи" - поставили новый худрук ТЮЗа Максим Иванов и Марина Ведяскина. В своей инсценировке они попытались соединить мрачноватый мистицизм Гофмана и наивное волшебство, с которым "Щелкунчик" ассоциируется благодаря традиционным постановкам балета. Сюжет построен как матрешка. Прелюдию разыгрывает некая русская профессорская семья с дядей Чайковским. Затем все перевоплощаются в семью Штальбаумов, которые уже нарядили елку для Фрица и Мари и позвали крестного Дроссельмейера с его загадочными присказками. Потом нужно совершить еще одно превращение, чтобы представить сказку о Кракатуке… Логично предположить, что к финалу метаморфозы произойдут в обратном порядке, и зрителя вернут в гостиную, где резвятся Вова и Таня, а не Фриц, Мари и племянник Дроссельмейера. Но спектакль и без того длинноват для зрителей возраста 6+, поэтому целостность сюжета принесли в жертву его "удобоваримости".

"Щелкунчик" получился визуально ярким (художник-постановщик Александра Тикунова, костюмы - Андрей Климов) и разнообразным по форме. Тут и тени, и куклы, и танцы - отсылающие к знаменитым номерам из балета, но не претендующие на то, чтобы встать с ними на одну ступеньку…

От актеров, которые играют подряд по несколько ролей, требуется изрядное мастерство перевоплощения. Скажем, Анастасия Гуменникова из аккуратной гостьи рождественского бала делается Мышильдой (одновременно демонической и смеющейся над собой - ведь мышиную королеву как бы играет в домашней постановке ее предыдущий персонаж), а под конец и вовсе Феей драже. Одни артисты ТЮЗа в этой кутерьме "выезжают" на собственных штампах, другие пытаются найти если не характер нового персонажа, то хотя бы забавные штрихи к нему. Возможно, по мере созревания спектакля он выровняется по темпу и обрастет интересными деталями, чтобы порадовать тех, к кому в лишенном снега Воронеже так и не пришло новогоднее настроение.

Читать всю статью