Спектакль рассказу Кира Булычева поставили в Нижнем Новгороде

9 часа(ов) назад 9
ARTICLE AD BOX

Спектакль «Можно попросить Нину?» – трогательную историю о девочке, живущей в Москве 1942 года, – представили зрителям на сцене нижегородского Дома актёра. Молодой режиссёр Павел Ушаков поставил этот спектакль по одноимённому рассказу знаменитого фантаста Кира Булычёва. Поклонники писателя знают, что Кир Булычёв – псевдоним Игоря Можейко, маститого историка, востоковеда, переводчика, среди книг которого есть и пронзительный до слёз рассказ «Можно попросить Нину?», который не похож на всё его творчество. Представьте: 1972 год, мужчина звонит своей знакомой, а попадает в квартиру, где голодная девочка ждёт маму, не включает свет, топит печку, а за окном у неё… октябрь 1942 года. И она никак не может понять, почему её собеседник не на фронте и откуда у него французская курица в холодильнике. Режиссёр сделал свой спектакль максимально камерным, усадив зрителей на стулья прямо на сцене. И ещё до спектакля они погружаются в атмосферу советского прошлого: сидя у симпатичного торшера, смотрят по переносному телевизору репортаж о том, как луноход покоряет первые метры поверхности. Всего несколько штрихов – знакомое по старым фото и кино, немного продавленное кресло, дисковый телефон на табуретке, шерстяной коврик – и иллюзия 70‑х полная. Художник и декоратор спектакля, она же исполнительница главной роли Ольга Коновалова, очень точно воспроизвела быт семидесятых. И на этом фоне герой – Вадим (Николай Пономарёв) кажется смутно знакомым, словно живёт в соседнем подъезде. Пришёл человек с работы, звонит подруге, и вдруг… И он, и зрители понимают, что что-то происходит. Два плана идут одновременно, но только зрители видят, что оба героя не шутят. Этот режиссёрский ход ещё больше погружает их в историю. Тут и начинается самое интересное: герои на их глазах раскрывают друг другу свои истории то мягко, то с нажимом, но не переходя грань реалистичности. И веришь, что где-то в холодной квартире Нина пытается поверить в чудо, а Вадим – объяснить себе невозможное.Ольга показала свою героиню очень нежной, наивной и в то же время уверенной в своей правоте. Очень интересно наблюдать, как её Нина испытывает весь спектр чувств. Её же устами говорят дневники военных лет, привнесённые в текст Булычёва, но задача режиссёра и актёров – показать не безнадёжность ситуации, а возможность счастья. Как торопится герой рассказать девочке, где он мальчишкой потерял хлебные карточки, как переживает вновь отчаяние 30‑летней давности, как боится, что разговор прервётся и она не успеет ему поверить и их найти. Только что он сам не верил в происходящее и отмахивался от беседы, как вдруг она стала для него самым важным. Актёр отыгрывает это на полутонах очень тонко и точно, и зрители вместе с ним проживают эту историю и доходят до её вершины. И тоже начинают верить в чудо. Вот такой вот маленький, но от этого ничуть менее значимый, чем в великих драмах, катарсис. В итоге получился очень нежный, искренний и тонкий спектакль о том, как случайный телефонный звонок может преодолеть расстояние и время, воскресить военное прошлое и создать мечту о будущем, которое не должно забывать о прошлом. 12+ Ранее на сайте Pravda-nn.ru cообщалось, что три нижегородских постановки вошли в число ста лучших спектаклей России.

Спектакль рассказу Кира Булычева поставили в Нижнем Новгороде

© Нижегородская правда
Читать всю статью