Спасатели: ответственность за риск должны нести нарушители

2 часа(ов) назад 3
ARTICLE AD BOX

В начале февраля в Курортном районе Санкт-Петербурга сорок рыбаков-любителей вышли на лед залива и вскоре оказались отрезаны от берега образовавшейся промоиной. Прибывшие спасатели вернули их на сушу при помощи двух катеров на воздушной подушке "Хивус", сделавших несколько рейсов. Этими судами за считаные минуты людей можно доставить на берег и, при необходимости, передать медикам. Или сотрудникам полиции - для привлечения к административной ответственности за выход на лед: штраф за это нарушение составляет в Петербурге 5000 рублей.

 ответственность за риск должны нести нарушители

© Российская Газета

Таких случаев каждую зиму насчитывается немало. Десятки, а то и сотни любителей подледного лова уходят вдаль от берега, как будто забывая о коварстве петербургской погоды, делающей лед непрочным и очень опасным. Ежегодно власти Санкт-Петербурга издают распоряжение о запрете выхода на лед водоемов для предотвращения чрезвычайных ситуаций, представляющих опасность для здоровья и жизни людей. В этом году запрет в отношении Невы, ее притоков, рек и каналов действует по 14 апреля. Запрет выхода и выезда на лед Финского залива имеет силу до 27 февраля, а затем вновь будет действовать с 17 марта по 14 апреля 2025 года.

В чем суть вопроса? Расходы на спасение горе-рыбаков "Хивусом" на порядок, а с помощью вертолета - на несколько порядков превышают суммы штрафа. Но даже это несопоставимо с теми огромными тратами на воду, электричество для насосов и горючее для техники, которых потребовало, например, тушение год назад масштабного пожара на складе онлайн-ретейлера в Шушарах. И эти издержки органам МЧС, так же как в случаях с рыбаками, никто не компенсировал. Сразу оговоримся: необходимость бескорыстно приходить на помощь людям, которым угрожает опасность или уже попавшим в беду, не обсуждается. Но, возможно, надо подумать над тем, как мотивировать тех же рыбаков и любителей других опасных развлечений более ответственно относиться к своей жизни и здоровью.

В ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу хорошо знают, что среди рыбаков большинство составляют люди невысокого достатка, для которых зимняя ловля - не только развлечение, но и способ сократить семейные расходы на питание. Много среди них пожилых людей, которым просто недоступны другие формы досуга. Поэтому, как рассказал корреспонденту "РГ" руководитель пресс-службы ГУ МЧС Андрей Литовка, основной акцент в петербургском главке делают на разъяснительной работе с рыбаками и их семьями. Им настойчиво напоминают, что каждое прощание с близкими перед рыбалкой с нарушением запрета выхода на лед может стать последним. В ходе профилактических рейдов спасатели обращаются и к тем, кто легкомысленно выходит на лед во время прогулок по берегу, иногда с детьми в колясках и на санках!

Для поголовного привлечения к ответственности всех нарушителей "ледового запрета" не всегда хватает правовых, технических и кадровых возможностей. Во-первых, это делается по закону Санкт-Петербурга об административных правонарушениях, а значительная часть таких инцидентов происходит на акваториях, относящихся к ведению федерации. Нарушители знают это и пользуются правовой коллизией, чтобы избежать наказания. А во-вторых, для оформления всех нарушителей - порой они исчисляются сотнями - потребуется значительно большее количество инспекторов городского комитета по законности и правопорядку и сотрудников полиции. Ну, и главное - репрессивные меры не всегда эффективны.

Поэтому в петербургском ГУ МЧС предлагают иной путь. Например, через создание "клубов любителей подледного лова", с фиксированным членством и небольшими членскими взносами. В то же время клубы должны нести определенную ответственность за своих членов по образцу яхт-клубов, не допускающих выход яхтсменов в море в штормовую погоду.

Второй составляющей процесса оздоровления ситуации могло бы стать появление нового страхового продукта для рыбаков, практикующих подледный лов. Такие страховки, распространяемые через клуб, стимулировали бы граждан как к вступлению в него, так и к осторожности на льду. В МЧС уверены, что движение в этом направлении, подкрепленное разъяснительной работой, будет способствовать изменению менталитета самих рыбаков.

Кстати, никакой коррупционной составляющей в данном предложении для МЧС и городских спасательных служб нет: как и в случае с дорожным ОСАГО, все денежные вопросы решаются только во взаимоотношениях страховых компаний и граждан, приобретающих полисы. По действующему законодательству спасатели из этих денег не получат ни копейки.

Читать всю статью