ARTICLE AD BOX
Можно ли обойтись в стране без министерства образования? По мнению президента США Дональда Трампа - вполне, если оно не выполняет своих функций: затраты большие, а показатели эффективности низкие. Поэтому в Америке запущена процедура упразднения минобразования.
В России в 2018 году министерство образования и науки было разделено на два отдельных федеральных ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования, которые существуют до сих пор.
В ведении Минобрнауки находятся вузы и научные институты, но не все. Есть образовательные учреждения, учредители которых - региональные власти.
Полномочия Минобрнауки обширны - занимают 26 страниц печатного текста.
Здесь и подготовка проектов постановлений Правительства в области образования и науки, и утверждение перечня специальностей подготовки, разработка программ, исследований и многое другое на федеральном уровне. А еще ведомство обеспечивает утверждение базовых нормативов затрат, готовит предложения по совершенствованию форм и систем оплаты труда, анализирует отчеты по зарплате и вносит предложения по ее повышению. Как регулятор, Минобрнауки направляет в регионы различные рекомендации и контролирует их выполнение.
Об особенностях управления школьным образованием "Российской газете" рассказала заслуженный профессор ВШЭ Ирина Абанкина:
- В США система управления образованием децентрализована, нет единого, как у нас, федерального образовательного стандарта. Каждый штат выстраивает свои требования, ориентируясь, в том числе, и на исследования интересов родителей, работодателей и свой опыт. При этом какие-то общие положения могут быть выработаны на уровне соглашений, как рекомендательные. Вообще во многих странах школы - это, конечно, собственность города. Административные районы сами регулируют имущественные вопросы и вопросы найма персонала, выплаты зарплаты. И очень большие полномочия у самих школ. Так, например, в Нидерландах были сокращены советники по развитию школьного образования на уровне местного самоуправления, потому что результаты международных исследований однозначно показали: автономия школ играет ключевую роль в повышении качества образования и достижении академических результатов.
Комментарии:
Юрий Зайцев, глава Республики Марий Эл:
- Мы, безусловно, способны решать многие вопросы на региональном уровне, так как хорошо знаем специфику нашей республики, потребности населения и особенности образовательного процесса. Например, поддержка национальных семей, изучение родных языков, реализация региональных программ - это те задачи, которые мы можем эффективно решать на местах.
Однако есть вопросы, которые требуют единого подхода на федеральном уровне, - выстраивание единого образовательного пространства, стандарты образования, обеспечение учебниками, единые подходы к подготовке кадров и финансирование крупных проектов. Мы работаем в одной команде с федеральным центром и ценим его поддержку в вопросах, которые требуют единых стандартов и масштабных решений. Это позволяет нам сохранять баланс между региональной самостоятельностью и общенациональными целями.
Игорь Петрищев, ректор Ульяновского государственного педагогического университета (УлГПУ) им. И.Н.Ульянова:
- Зарубежная инициатива по упразднению федерального министерства с целью сокращения расходов еще раз обращает внимание на первостепенность денежного вопроса даже в таком направлении, как образование. При этом надо учитывать и высокую автономность во многих вопросах американских штатов. Для отечественной системы образования, вектор которой направлен не только на обучение, но и воспитание подрастающего поколения, этот опыт, на мой взгляд, окажется крайне вредным. При всем разнообразии региональных практик должны оставаться единые базовые подходы к образованию на всех уровнях. Та же ситуация и с вузами. У нас в некоторых субъектах страны существуют достаточно хорошие региональные университеты, но в подавляющем большинстве ведущими вузами, признанными в международном сообществе, являются федеральные университеты.
Подготовила Ирина Чечурина