ARTICLE AD BOX
Предложение Росавиации установить для полетов беспилотников новый класс воздушного пространства вызвало бурные дискуссии в экспертном сообществе. Специалисты считают, что предложенный диапазон высот может парализовать и беспилотную, и пилотируемую авиацию.
О планах создать отдельный класс воздушного пространства для полетов беспилотников глава Росавиации Дмитрий Ядров сообщил еще в ноябре прошлого года. В начале января ведомство направило профильным объединениям предполагаемые изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства. Из них следует, что новый класс воздушного пространства "Н" распространяется на диапазон высот от 300 до 400 метров, где не установлен класс "С". Максимальную скорость полета в этом классе ведомство предложило ограничить до 300 км/ч, полеты выполнять в уведомительном порядке, а наличие постоянной радиосвязи с органом управления полетами не требовать. Однако авиационное сообщество встретило такие идеи в штыки.
Так, в ассоциации "АЭРОНЕКСТ", объединяющей работодателей и предприятия индустрии беспилотных авиационных систем (БАС), считают установление границ в воздухе в принципе неверным решением. Развивать отрасль, по их мнению, надо с помощью технологических решений.
"Ежедневно над территорией России выполняется около 500 полетов БАС общей длительностью порядка 2000 часов в сутки. И предотвратить столкновения беспилотных и пилотируемых воздушных судов можно, только научив их "видеть" друг друга без участия человека и автоматически уклоняться в любом классе воздушного пространства", - рассказал "Российской газете" гендиректор этой ассоциации Глеб Бабинцев.
При выполнении аэросъемки дроны поднимаются над землей до 1000 метров, при авиационно-химических работах - в диапазоне 3-30 метров, в аэрологистике передвигаются в среднем на высотах 100-500 метров. Буферные слои в 100 метров выше и ниже границ класса "Н" могут фактически закрыть небо для пилотируемой авиации, в первую очередь для вертолетов, указали в ассоциации. При дальних перелетах вертолеты работают в наиболее экономичном режиме на высотах 300-500 метров, и закрытие этого диапазона приведет к увеличению расхода топлива. Кроме того, отсутствие обязательной цифровой радиосвязи между экипажами БАС и диспетчерами в классе "H" делает невозможным координацию между пилотируемыми и беспилотными воздушными судами, что увеличивает вероятность столкновений. Зампред правления Ассоциации вертолетной индустрии Михаил Казачков тоже полагает, что совершенно некорректно "нарезать" зоны неба под разные типы воздушных судов. Для обеспечения безопасности нужно, чтобы воздушные суда просто "видели" друг друга. Бабинцев наилучшим решением считает разработку и стандартизацию систем автоматического предотвращения столкновений.
В Росавиации планируют провести специальное совещание, чтобы выслушать мнение всех участников воздушного движения.