Почему я не запрещаю своим детям смотреть «Игру в кальмара» и другие жестокие фильмы

2 дня(ей) назад 5
ARTICLE AD BOX

В конце декабря 2024 года вышел второй сезон «Игры в кальмара». Этот сериал очень популярен среди детей и подростков. Виной тому — яркая картинка и занимательные корейские игры, в которые играют персонажи. Но есть проблема: за этими разноцветными декорациями скрывается жестокий и кровавый сюжет. Многие родители запрещают своим детям смотреть этот фильм. Мама двоих детей Даша Полещикова рассказывает, почему считает эти запреты излишними.

Это бессмысленный запрет

Наивно полагать, что современный ребёнок, который очень хочет что-то посмотреть, не сможет этого сделать из-за запрета родителей. У каждого из нас в кармане телефон. А в телефоне — настоящий кинотеатр с широчайшим репертуаром. Если я не разрешу своим детям посмотреть что-то дома, они сделают это в школе или в гостях у друзей. Ведь запретный плод сладок. Вряд ли ребёнок или подросток сможет устоять перед соблазном ознакомиться с чем-то модным и обсуждаемым.

Хуже всего то, что запрет делает тему «страшного» сериала или фильма табуированной. Ребёнок поймёт, что обсуждать это с родителями нельзя — отругают. А значит, останется один на один с волнующими его вопросами. И не сможет получить помощь от родителей, если в фильме его что-то действительно напугало или смутило.

Это не та жестокость, от которой надо ограждать

Идея, что сериалы со сценами убийств провоцируют жестокость в реальной жизни, кажется мне абсурдной. Это всё равно что предположить, что после прочтения «Муму» Тургенева ребёнок пойдёт топить собак. 

Дети не дураки и умеют отличать вымысел от реальности. Поэтому все инициативы по «защите детей от деструктивного контента» кажутся мне малоэффективными. Уж лучше направить усилия на то, чтобы защитить детей и подростков от жестокости в реальном мире. Например, оградить от домашних скандалов, буллинга в школе и орущего тренера на занятиях в спортивной секции.

Это даёт повод для бесед

Давайте отвлечёмся от современных фильмов и сериалов. И обсудим, например, книги. В школьную программу входит огромное количество произведений, которые детям явно не по возрасту. Это и «Тарас Бульба» Гоголя, и «Преступление и наказание» Достоевского, и «Тихий Дон» Шолохова, и пресловутая «Муму» Тургенева. Эти произведения писались не для детей, они полны жестоких подробностей и во многом непонятны школьникам. Однако мы уверены, что читать и обсуждать такое полезно. Ведь это учит детей лучше понимать мир и других людей, быть человечнее.

Но почему мы отказываем в этом дидактическом эффекте современным фильмам и сериалам? Та же «Игра в кальмара» — очень дискуссионная и поучительная история! На что можно пойти ради денег? А если эти деньги нужны, чтобы спасти больного ребёнка? Или обеспечить достойную жизнь стареющей матери? А устраивать такие игры на выживание — это нравственно или нет? А если люди пошли играть добровольно, ради шанса исправить прошлые ошибки?

Все эти вопросы интересно и полезно обсуждать. Будет ничем не хуже, чем на уроках литературы! Правда, для этого нужно, чтобы ребёнок посмотрел сериал открыто, вместе с родителями. А не втайне ночью под одеялом.

Это учит фильтровать контент

Деление контента по возрасту кажется мне условным и рекомендательным. Например, у мультфильма «Король Лев» рейтинг 0+, его можно показывать без возрастных ограничений. Такой же рейтинг у фильма «Один дома». Мы по умолчанию считаем их детскими, хотя в первом есть впечатляющая сцена смерти Муфасы, а во втором — огромное количество жестоких шуток, выставляющих насилие в смешном свете.

Я считаю, что родителям надо ориентироваться на здравый смысл. Возможно, ребёнку до десяти лет действительно не стоит смотреть «Игру в кальмара». Но, скорее всего, ему это и не интересно. Знаю семью, в которой девятилетний мальчик, насмотревшись тиктоков, уговорил родителей показать ему этот сериал. Ему стало скучно уже на первой серии — ведь там были не яркие игры, а скучные диалоги и мрачное описание проблем главного героя. Дальше ребёнок смотреть не стал: понял, что ему это пока не интересно. Что особенно важно, понял сам и сам отказался от просмотра.

Другая история. Моя четырнадцатилетняя дочь отказалась смотреть со мной «Субстанцию», несмотря на популярность этого фильма. Сказала, что ей не нравится идея боди-хоррора, что смотреть многие сцены ей будет страшно и мерзко. Дело в том, что недавно мы всей семьёй посмотрели «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо, а заодно обсудили разные приёмы, которые применяют в фильмах ужасов. И дочь сделала вывод, что подчёркнуто реалистичные сцены ей неприятны и что смотреть такое в будущем она не будет.

Мне кажется, что умение понимать свои ощущения и фильтровать контент очень ценно. Особенно сейчас, когда информация буквально валится на нас со всех сторон. И научиться этому можно только вот так, пробуя разное. И желательно не в одиночестве и по секрету, а с поддержкой значимых взрослых.

Что в итоге

Я не призываю родителей бросить все дела и пойти демонстрировать детям «Игру в кальмара». Просто вспомните себя в пять, в десять, в пятнадцать лет. Многие из нас выросли на «Бандитском Петербурге», «Секретных материалах» и «Улицах разбитых фонарей». Мы обсуждали с одноклассниками «Бригаду», а по субботам до поздней ночи ждали ужастика на ТНТ.

И мы прекрасно отличали вымысел от реальности. А ещё — научились выбирать тот контент, который нам действительно нравится, будь то трукрайм-подкасты или корейские хилинг-романы.

Так давайте не будем отказывать в этом ценном опыте нашим детям. Просто будем рядом, чтобы вместе бояться страшных монстров, переживать за главных героев и закрывать глаза на особенно пугающих сценах.  

Читать всю статью