ARTICLE AD BOX
В среду, 26 февраля, экс-замминистра транспорта РФ Игоря Чалика задержали по подозрению в растрате. Предположительно, он выписывал премии самому себе. Всего он мог присвоить почти 4,2 миллиона рублей. В деталях задержания Чалика разбиралась «Вечерняя Москва».
Чалику грозит до 10 лет колонии за растрату
Во вторник, 25 февраля, в Москве прошли масштабные обыски. Оперативники нагрянули в здание Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА), Росавиации и Минтранса. Также силовики пришли с обысками в квартиру бывшего замглавы Минтранса РФ Игоря Чалика.
Информация, что Чалика задержали и доставили в следственный отдел на допрос, появилась на следующий день. По информации ТАСС, в его отношении возбудили уголовное дело о растрате в особо крупном размере.
— Чалик задержан по делу о растрате. В настоящее время с ним проводятся следственные действия, — приводит агентство слова представителей правоохранительных органов.
За растрату в особо крупном размере Чалику грозит до 10 лет лишения свободы, а также штраф в размере до одного миллиона рублей.
Как Чалик мог премировать самого себя на 4,2 миллиона
В правоохранительных органах официально не раскрывают деталей дела Игоря Чалика. Однако «Известия» со ссылкой на следователей пишут, что чиновника подозревают в присвоении более 4,2 миллиона рублей из бюджета ГосНИИ ГА, который он возглавил после ухода из Минтранса.
Официальная зарплата Чалика на посту главы института составляла 750 тысяч рублей. Однако на деле он получал денег в два, а иногда и в 2,5 раза больше.
Следователи предполагают, что с апреля по июнь, а также в сентябре Чалик назначил самому себе дополнительные 740 тысяч рублей в качестве премии. А в июле он мог «поощрить» себя еще 1,2 миллиона рублей. Соответствующие документы он самостоятельно утверждал, передавал подчиненным, а те относили их в бухгалтерию. Затем деньги с расчетного счета ГосНИИ ГА поступали ему прямо на карту.
При этом фактически Чалик присвоил и растратил деньги Росавиации и Росимущества, так как они владеют ГосНИИ ГА. По некоторым данным, на допросе Чалик частично признал вину, однако, заявив, что сумма ущерба была гораздо меньше.
Сотрудники ГосНИИ ГА раскритиковали Чалика в открытом письме
Интересно, что правоохранительные органы заинтересовались деятельность Чалика еще в сентябре 2024 года. По информации Telegram-канала «Авиаторщина», тогда Росавиация обратила внимание на практически полное израсходование фонда оплаты труда в ГосНИИ ГА. Руководство опасалось, что у института не хватит денег на зарплаты рядовых сотрудников.
К началу января ФСБ и прокуратура пришли в ГосНИИ ГА с проверкой. Тогда же, предположительно, и были выявлены хищения, а Чалика пообещали в ближайшее время отстранить от должности главы института.
В свой последний день на посту главы ГосНИИ ГА Чалик направил руководителю Росавиации Дмитрию Ядрову письмо, в котором назвал недостоверной информацию о выявленных в институте нарушениях. Он попросил Ядрова официально опровергнуть эти «вбросы».
— В своем письме уже бывший глава ГосНИИ ГА преуменьшил серьезность выявленных надзорными органами нарушений и объяснил их опечатками, неточностями и единичными ошибками в тексте оформленных документов, — пишет «Авиаторщина».
Экс-замминистра Семенова арестовали из-за ВНЖ: что грозит по делу о хищении 240 миллионов
Тем временем еще одно открытое письмо составили сотрудники ГосНИИ ГА. Они заявили, что под руководством Чалика институт пережил серию кризисов. Также в письме утверждалось, что из ГосНИИ ГА уволились заместитель гендиректора Карен Акопян и еще целый ряд сотрудников, которые якобы были не согласны с действиями Чалика.
— Так может быть разрушение научного и производственного потенциала Института являлось целью И. П. Чалика, то есть было вредительством?! Может, его именно поэтому сняли и с должности летного директора «Аэрофлота» и попросили с должности заместителя министра транспорта? — говорилось в письме.
Как Чалик стал замглавы Минтранса и ушел в ГосНИИ ГА
Игорь Чалик родился в 1957 году в городе Орске Оренбургской области. Отучился в Военном институте сил воздушной обороны имени Бигельдинова, затем получил юридическое образование в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики.
После окончания обучения Чалик ушел в авиацию. Работал в Сыктывкарском авиационном предприятии и компании «Аэрофлот», пилотировал самолеты Ту-134 и Ил-86, был командиром нескольких летных отрядов.
С июля 2011 года Чалик занимал пост заместителя гендиректора «Аэрофлота», пока в январе 2021 года его не назначили заместителем Министерства транспорта России. В ноябре 2023 года его отстранили от этой должности в связи с истечением служебного контракта.
После увольнения из Минтранса Чалик с декабря 2023 по конец января 2025 года возглавлял ГосНИИ ГА.
Чалик является заслуженным пилотом Российской Федерации и имеет ряд государственных наград: медаль «В память 850-летия Москвы», памятный знак «85 лет гражданской авиации» и медаль Нестерова.
В последнее время «чистки» проходят сразу в нескольких российских госкорпорациях. 20 февраля во взяточничестве и мошенничестве обвинили замглавы Центрального научно-исследовательского института машиностроения при Роскосмосе Ивана Юдакова. В январе двух топ-менеджеров «Роснано» объявили в международный розыск за хищение более 1,6 миллиарда рублей.