ПИШ готовят более шести тысяч инженеров нового поколения

15 часа(ов) назад 8
ARTICLE AD BOX

В Передовых инженерных школах (ПИШ) сейчас учатся более 6 тысяч студентов, которые станут высококвалифицированными инженерами. Знакомить с этой профессией подростков начинают еще со школьной скамьи. В 2023 году в инженерных классах обучались и были вовлечены в профориентационные мероприятия более 22 тысяч школьников, в 2024 году их число значительно выросло, сообщили "Российской газете" в пресс-службе Социоцентра (оператор программы "Приоритет-2030" и проекта "Передовые инженерные школы").

ПИШ готовят более шести тысяч инженеров нового поколения

© Российская Газета

Передовые инженерные школы призваны подготовить специалистов для высокопроизводительных секторов экономики. Всего насчитывается 50 ПИШ, они созданы на базе крупнейших вузов страны совместно с технологическими компаниями. В таких школах не только готовят кадры, но и ведут научную деятельность. В разработке образовательных программ, трансформированных под запрос реального сектора экономики, активно участвует бизнес. Также компании-партнеры готовят места для проведения практик и стажировок студентов, преподавателей и часто становятся и работодателями выпускников.

Больше всего студентов обучаются в передовых инженерных школах Республики Татарстан, Москвы и Санкт-Петербурга - регионах, где сконцентрированы крупные предприятия и исследовательские центры, а также есть сильные вузы, готовые включиться в обучение инженеров. Также сильные ПИШ, которые привлекают большое количество студентов, созданы в регионах с развитой промышленностью и большой потребностью в высококвалифицированных инженерных кадрах, таких как Свердловская, Нижегородская и Томская области.

Практически во всех регионах студенты передовых инженерных школ с первого года обучения вовлечены в решение производственных задач, они участвуют в реализации проектов индустриальных партнеров. И у каждой школы не один партнер. К примеру, программу Передовой инженерной школы СПбПУ "Цифровой инжиниринг" поддерживают 22 индустриальных партнера, сообщили в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.

Студенты ищут решения

В инженерных школах работают над самыми актуальными проблемами. Так, в ПИШ "Цифровой инжиниринг" смоделировали использование заградительной сети для подъема и транспортировки части танкера, затонувшего в декабре в Черном море. А в инженерной школе Самарского университета им. Королева создали производственно-испытательный комплекс для малых космических аппаратов. Национальный исследовательский технологический университет Московский институт стали и сплавов (НИТУ МИСиС) провел первую в мире операцию по восстановлению тканей с использованием биопечати.

Еще одно направление работы ПИШ - это разработка новых технологий совместно с крупными индустриальными партнерами, рассказывает научный руководитель Передовой инженерной школы "Интеллектуальные системы тераностики", директор Института бионических технологий и инжиниринга Сеченовского университета Дмитрий Телышев. Он приводит примеры из практики своей школы, которая ведет разработку полимерных актуаторов - "искусственных мышц", которые могут быть использованы в бионических протезах, лазеров, биоматериалов, технологий на основе искусственного интеллекта, различных сенсоров. С компанией-партнером ПИШ создает первый отечественный аппарат гемодиализа для пациентов с хронической почечной недостаточностью, а также комплекс для восстановления мягких тканей.

В то же время в ПИШ могут быть собственные проекты. Например, у ПИШ "Интеллектуальные системы тераностики" есть собственное мелкосерийное производство элементов робототехники, таких как "мягкие" захваты. Также в инженерной школе проводится разработка бесшумных и компактных матрасов для лежачих больных, перчаток для восстановления моторики после инсульта.

Рынок рождает профессии

Выпускники передовых инженерных школ работают в уже существующих направлениях, но их специализации расширяют взгляд на профессии. Сеченовский университет готовит медицинских инженеров на базе инженерной школы. Это специалисты, которые разрабатывают и создают новую медицинскую технику, материалы и IT-технологии для практического здравоохранения. Студенты обучаются по программам "Наноматериалы", "Информационные технологии", "Механика" и "Математическое моделирование". В аспирантуре действуют программы "Биомеханика и биоинженерия", "Медицинская физика и материаловедение".

К выпускникам ПИШ наибольший интерес проявляют компании высокопроизводительных отраслей

Инженеров для медицины готовят и в инженерной школе Самарского госмедуниверситета "Цифровое здравоохранение, нейротехнологии и биотехнологии". ПИШ специализируется на выпуске нейротехнологов, которые восстанавливают двигательные и когнитивные функции с помощью технологий виртуальной реальности и биологической обратной связи. В этом году ПИШ открыла программу "Биотехнология".

В программе изучение технологии биопринтинга, которая позволяет создавать сложные трехмерные структуры из живых клеток и биологических материалов; способов моделирования тканей, трансплантатов и искусственных органов. Кроме того, в школе готовят инженеров цифрового здравоохранения и телемедицины. Эти специалисты разрабатывают и интегрируют системы сбора и обработки медицинской информации при удаленной диагностике, системы диагностики на основе анализа больших данных и искусственного интеллекта, аппаратно-программные комплексы дистанционного мониторинга здоровья.

Из инженерной школы Самарского университета имени Королева выпускаются цифровые инженеры, которые во время обучения изучают крупносерийную роботизированную сборку наноспутника радиолокационного наблюдения или производство малоразмерных газотурбинных двигателей.

"Инженерный спецназ" готовят и в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, где также обучают цифровых инженеров. Они получают знания по пяти направлениям: двигателестроение, топливно-энергетический комплекс, и три специализации связаны с атомной отраслью.

В ПИШ Южного федерального университета (ЮФУ) готовят IT-инженеров, которых обучают по программам электроники и наноэлектроники, систем автоматического управления и искусственного интеллекта, биотехнических систем и акустики, робототехники и самолетостроения.

Заместитель директора ПИШ Ленинградского электротехнического института Анастасия Стоцкая рассказывает, что сегодня самыми востребованными являются широкопрофильные специалисты, которые способны выстроить процессы исследований и разработок. Школа готовит таких специалистов в различных областях силовой электроники и электротехники.

Студенты занимают места

Условия приема студентов в передовые инженерные школы в разных вузах различаются. Поступить в Передовую инженерную школу ЮФУ можно по результатам ЕГЭ и личного собеседования. Школа ведет отраслевую программу "Код Ростеха", в которую принимают по целевому набору. Студенты по этой программе работают с первого курса на предприятии, получают стипендию и компенсацию за проезд, интернет и питание. Вполне естественно, что конкурс на эти направления традиционно большой.

Во многих школах студенты получили предложение о работе еще до получения диплома

По результатам ЕГЭ принимает и ПИШ Донского государственного технического университета. В среднем на одно место в инженерной школе претендуют 2-3 человека, рассказывает директор Института перспективного машиностроения (ПИШ Донского государственного технического университета) Владислав Пигенко. ПИШ обучает самым востребованным специальностям в регионе, таким как инженер-конструктор, инженер-технолог и инженер-электронщик.

Поступить в Передовую инженерную аэрокосмическую школу (ПИАШ) Самарского университета имени Королева могут студенты, окончившие второй курс по программам инженерных направлений университета. На магистерские программы ПИАШ поступают выпускники технических направлений бакалавриата любых университетов, рассказывает директор инженерной школы Иван Ткаченко.

Наибольший спрос в этом учебном году в инженерной аэрокосмической школе на англоязычную сетевую программу Aerospace Engineering and Technology магистратуры, которая создана совместно с Шанхайским университетом транспорта. На пять мест в ней поступило 29 заявлений от претендентов. В этом году студенты учатся в Шанхае, в следующем - в Самаре.

В другой самарский ПИШ "Цифровое здравоохранение, нейротехнологии и биотехнологии" можно поступить при наличии базового высшего образования уровня бакалавриата по инженерным специальностям. В школе отметили, что развивают узкопрофильные и аналитические компетенции в области "IT в медицине" и готовят научные или управленческие кадры в цифровом здравоохранении.

Выпускники ПИШ получают предложения о работе еще во время обучения. "В этом году первый выпуск магистров. Все уже знают, где будут работать после диплома", - говорит декан медико-биологического факультета, директор Института биомедицины (МБФ) Пироговского университета Егор Прохорчук. В самарском ПИШ "Цифровое здравоохранение, нейротехнологии и биотехнологии" студенты проходят практику и стажировку в высокотехнологичных компаниях Самары и Москвы. Это пробный период, за которым следует предложение о работе.

Читать всю статью