ARTICLE AD BOX
Работа железной дороги за последние годы сильно изменилась: развитие инфраструктуры и применение новых технологий увеличили пропускную и провозную способность путей, стал возможен запуск скоростных поездов. Изменения требуют актуализации нормативных документов, в том числе для будущей высокоскоростной магистрали - соответствующий законопроект уже одобрили в Госдуме.
Законопроект, принятый в первом чтении 22 января, предполагает наделение Минтранса полномочиями по утверждению нормативных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта. Ведомство и раньше имело эти полномочия, но их обновление необходимо для актуализации документов, пояснил зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Лесун. Речь идет о методике определения пропускной и провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, изменения договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
"Ранее эти нормативно-правовые акты были уже приняты минтрансом в 2008, 2018 годах. За истекшее время произошли значительные изменения в работе железнодорожного транспорта, произошло перераспределение грузопотоков, растет интенсивность грузовых и пассажирских перевозок, запущено движение скоростных поездов, осуществляется подготовка к запуску высокоскоростного движения", - подчеркнул депутат.
Советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон подтвердил, что только за последние десять лет железнодорожная инфраструктура России претерпела значительные изменения. Укладка двухпутных и многопутных линий, строительство обходных путей, обновление станций, внедрение современных систем управления движением позволили увеличить пропускную способность - максимальное количество поездов, которое может пройти через участок железной дороги за определенный период времени. А более широкое использование цифровых технологий позволило оптимизировать интервалы между поездами и повысить безопасность движения. Увеличилась и провозная способность путей. Современные локомотивы способны сейчас перевозить большее количество вагонов за один рейс, а подвижной состав стал более вместительным и эффективным.
"Одобренный законопроект отражает необходимость адаптации железнодорожной отрасли к новым реалиям. Основные изменения в вопросе актуализации методик определения пропускной и провозной способностей связаны с устареванием прежних подходов, которые уже не соответствуют современным темпам развития инфраструктуры, технологий и объемов перевозок и не учитывают возможности автоматизации и искусственного интеллекта", - сообщил "Российской газете" Лерон.
Эксперт подчеркнул, что это особенно важно для маршрутов, задействованных в крупных международных транспортных коридорах, например "Север-Юг", и для обеспечения безопасности на фоне увеличения скорости и плотности графиков движения.
Как сообщили "Российской газете" в РЖД, по уровню безопасности железные дороги России находятся на первом месте среди 80 железнодорожных компаний мира. У нас этот показатель составляет 0,015 случаев на 1 млрд приведенных тонно-километров, а у ближайшего соседа по рейтингу - Швейцарии - он 0,52.