ARTICLE AD BOX
Судно Silver Dania с 11-ю россиянами на борту задержала полиция Норвегии. Корабль подозревают в повреждении оптоволоконного кабеля между Латвией и Швецией в конце января. При этом владелец Silver Dania отверг версию о повреждении кабеля.
«Мы не сделали ничего плохого, норвежские власти доставили наше [судно] в порт, чтобы исключить версию о нашей причастности [к повреждению кабеля]», — сказал Тормод Фоссмарк агентству France-Presse, которое цитирует ТАСС.
Судно курсирует между Санкт-Петербургом и Мурманском, оно зарегистрировано в Норвегии и ходит под норвежским флагом. Задержание произошло по инициативе Латвии.
Это не первый случай повреждения инфраструктуры на Балтике, в котором Европа пытается искать следы диверсии Москвы с участием ее теневого флота. Корабли НАТО, ВМС и местная береговая охрана сейчас активно патрулируют акваторию Балтики. Подозрения Латвии в повреждении кабеля ранее падали на сухогруз Michalis San, следующий в Россию под флагом Мальты из алжирского порта Беджая. Однако после осмотра повреждений якоря судна обнаружено не было.
27 января Швеция задержала болгарское судно Vezhen под флагом Мальты, оно вышло из российского порта Усть-Луга в направлении Латинской Америки с грузом удобрений. На борту был болгарский экипаж. Владелец судна опроверг заявление об умышленном повреждении кабеля, и отметил, что судно и якорь получили повреждения в результате сильного шторма, представив фотодоказательства.
17 ноября произошел разрыв подводного оптоволоконного кабеля, связывающего Литву и Швецию, 18 ноября было зафиксировано повреждение кабеля между Финляндией и Германией. Тогда же был задержан китайский сухогруз Yi Peng. Власти Швеции подозревали, что он намеренно повредил оба кабеля. Говорилось, что корабль относится к российскому теневому флоту, а экипаж — россияне. Впоследствии эти обвинения не подтвердились. В итоге после месячного простоя корабль продолжил путь.
В обрывах кабелей ничего необычного нет. Это стандартная ситуация, ущерб от которой покрывается страховкой. Подозревать в этом диверсию странно, считает владелец группы компаний «Инмарин» Кирилл Маслов:
— Большое внимание к судам, следующим из российских портов, это не может не вызывать обеспокоенности. Хотя это неудивительно, потому что на Балтике присутствуют суда, которые двигаются из Петербурга в сторону Калининграда или на север. Но очень много судов, которые следуют именно из российских портов, являются объектами внимания. Это достаточно известная история, когда якоря, например, задевают какие-то подводные сети, трубопроводы, кабеля, и она в принципе имеет вполне привычную историю урегулирования, как с точки зрения расследования происшествия, так и с точки зрения страхового права. Поэтому сказать, что это какой-то из ряда вон форс-мажорный инцидент, нельзя.
— Всегда ли предполагается злой умысел в таких обрывах?
— Нет, абсолютно, потому что кабелей становится все больше и больше, не всегда их успевают вносить в картографию. Иногда у капитана даже просто нет информации на картах навигации о том, что есть какой-то кабель или его прокладка, расположение отличаются от того, как это на карте нарисовано. Поэтому не всегда это какой-то умысел, и более того, это достаточно сложно реализовать, особенно, когда мы говорим про какие-то большие суда, у которых длинный тормозной путь, и у которых есть свои рейсовые задания. Поэтому это достаточно сложно реализовать, если это не специальная какая-то акция.
Оборванный кабель находится на морском дне на глубине более 50 метров. Характер его повреждений станет известен только после начала ремонтных работ.
Полиция уточнила, что россияне не арестованы. Они также не обращались в посольство за помощью.