ARTICLE AD BOX
В России предложили убрать электросамокатчиков с тротуаров. Депутаты Госдумы рассказали, какие дополнительные ограничения могут ввести для управления СИМ.


Екатерина Нагель
Автор ВФокусе Mail
Альмир Хабибуллин
Автор ВФокусе Mail

Депутаты Госдумы хотят запретить российским электросамокатчикам ездить по тротуарам. Причина — огромное количество аварий с пешеходами.
По словам одного из инициаторов законопроекта, депутата Сергея Миронова, в прошлом году зафиксировали четыре тысячи дорожно-транспортных происшествий с участием самокатов. По информации главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина, только за первое полугодие 2024-го в таких авариях пострадали более 350 детей, трое — погибли. При этом этим сезоном на улицах ожидается в общей сложности 500 тысяч мобильных транспортных средств.
Опасения властей небезосновательны. Самокатчики всего несколько дней как рассекают по просторам страны, а уже успели сбить женщину на остановке в Калуге и скрыться с места происшествия и «наградить» переломом шейки бедра 88-летнюю пенсионерку в Туле. При этом сегодня за причинение легкого вреда здоровью пешеходу самокатчикам грозит всего лишь штраф от тысячи до полутора тысячи рублей — и то, если удастся догнать.
Но где же тогда передвигаться водителям мобильного транспорта? Депутаты Госдумы предлагают заменить тротуары велодорожками или вовсе создать в городах отдельные инфраструктуры. Такими, например, уже вовсю пользуются в Москве, Сочи и Санкт-Петербурге.
Что еще хотят запретить самокатчикам
Министерство транспорта России сейчас разрабатывает законопроект, в котором хочет приравнять водителей самокатов к автомобилистам. По мнению авторов инициативы, люди за рулем мобильных транспортных должны наравне с автомобилистами нести ответственность за свои действия. Также хотят запретить самокатчикам сигналить людям на тротуаре с требованием сейчас же уступить дорогу и обязать снижать скорость до десяти километров в час при приближении к человеку.
Какие запреты для самокатчиков уже действуют в 2025 году
- Дети до 14 лет должны пользоваться самокатом только в присутствии взрослых и только на тротуарах или велодорожках.
- Обязательно кататься в шлеме, наколенниках и налокотниках. За отсутствие экипировки придется заплатить от пяти сотен до пяти тысяч рублей.
- Скорость электросамоката не должна превышать 25 километров в час, а в жилых районах и на пешеходных дорожках — 20 километров в час. За разгон грозит штраф 800 рублей.
- Запрещается вставать вдвоем на один самокат. Нарушители правила должны быть готовы отдать восемь сотен рублей.
- Нельзя вставать за руль самоката в состоянии алкогольного опьянения. В случае выявления спиртных напитков в крови водителя мобильного транспорта сотрудники полиции выпишут штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.
- Под запретом выезд на дорогу со скоростью движения выше 60 километров в час. Нарушение заберет из кошелька тысячу рублей.
- Пешеход всегда прав. За непредоставление преимущества человеку на ногах самокатчика накажут штрафом от полутора до двух тысяч рублей.
Как с самокатчиками борются регионы
На региональном уровне власти также предпринимают определенные меры для борьбы с нерадивыми самокатчиками. Например, в Москве арендовать самокат можно только после прохождения верификации на сайте mos.ru. Такая мера была принята, чтобы пресечь эксплуатацию СИМ детьми.
В Нижнем Новгороде были введены дополнительные ограничения по передвижению на самокатах в центре города. Аналогичные меры действуют во Владикавказе. В Липецке власти ограничили возможность передвижения на СИМ практически во всех парках города.
В Екатеринбурге среди местных жителей провели опрос на предмет запрета пользования электросамокатами в городе. Почти треть респондентов высказалась за полный запрет СИМ. Каждый пятый считает, что необходимо ввести дополнительные скоростные ограничения. И только 3,4% жителей Екатеринбурга высказались против каких-либо ограничений на эксплуатацию СИМ.
О том, как снизить количество ДТП с участием электросамокатов и повысить безопасность пешеходов, рассказали опрошенные ВФокусе Mail депутаты.
Запрет на использование СИМ в общественных пространствах
Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов считает, что на федеральном уровне необходимо ввести четкий свод правил обращения с электросамокатами.
«Не гонять там, где ходят люди: площади, центральные улицы городов и прогулочные зоны, где мамы с детьми гуляют. Поскольку самокатчики действительно становятся причиной серьезных травм, сбивают детей и пенсионеров», — сказал Чернышов.
Также, по его словам, самокат, независимо от уровня его мощности и иных характеристик, должен управляться людьми, которые знают правила дорожного движения, умеют обращаться с этим техническим средством.
«Это все-таки средство повышенной опасности и для самого самокатчика, и для пешеходов. К этому нужно подходить ответственно и проходить соответствующее обучение», — заключил парламентарий.
Введение специальных прав для электросамокатчиков
Первый зампред думского комитета по охране здоровья Федот Тумусов считает, что для управления самокатами необходимо ввести специальные права.
«Нужно понимать, что электросамокат — это механическое средство передвижения, которые передвигаются как по проезжей части, так и по пешеходным зонам. Поэтому нужно, чтобы лица, управляющие самокатами, получали права», — считает Тумусов.
Он уверен, что после введения таких прав, проблема с большим числом ДТП с участием СИМ будет решена.
«Нужно регламентировать использование электросамокатов, и тогда все наладится», — заключил депутат.