ARTICLE AD BOX
В Вашингтоне вновь делают громкие и странные заявления — 23 января вступивший в должность президент США Дональд Трамп заявил, что СССР лишь «помог» США победить во Второй мировой войне, а также пригрозил Москве ввести новые санкции и пошлины, если Россия не завершит конфликт на Украине. Заинтересован ли Трамп в том, чтобы украинский кризис вообще был разрешен? На вопросы «Парламентской газеты» ответил заместитель председателя Совета Федерации, известный дипломат Константин Косачев.
- Константин Иосифович, заявление Трампа о готовности ввести новые санкции против России, если Москва не свернет военные действия против киевского режима, ранее в Вашингтоне уже звучали. При этом об Украине как о прямом участнике конфликта Трамп публично не сказал ни слова. Получается, что политика США на украинском направлении, по сути, не меняется?
- Изменения-то есть, только они лично у меня не взывают никакого энтузиазма. Мы видим, что Трамп выносит американский взгляд на ситуацию на Украине на максимально широкую публику. А его официальный представитель по Украине г-н Келлог говорил ранее, что переговоры по украинской теме будут вестись в закрытом режиме. В этом есть явное противоречие, и, на мой взгляд, г-н Келлог в данном случае выступает более профессионально.
У меня вызывает разочарование, что Трамп не находит возможности столь же публично обратиться к Украине, призвав ее устранить первопричины конфликта — дискриминацию русскоязычного населения, подавление оппозиции, канонической Церкви, использование территории Украины для создания угроз безопасности России со стороны НАТО. То есть всего того, что в итоге и привело к военным действиям. Все это должно было быть сказано Трампом как минимум параллельно с его заявлениями в адрес России. Этого не произошло, что сильно тревожит — Трамп осознанно или нет усматривает источник украинского конфликта исключительно в России.
- А Трамп, на ваш взгляд, действительно заинтересован в разрешении конфликта на Украине?
- Прежде всего, ему нужно вытащить из него США — нет никакого сомнения, что он считает траты Америки на этот конфликт чрезмерными. Трамп не видит на Украине для Штатов никакой «добавленной стоимости» — он мыслит, как бизнесмен, и будет делать все, чтобы США остались в стороне. Но как глава Белого дома он не может просто сказать «мы прекращаем военную помощь Украине и уходим в сторонку» — тогда его будут считать не победителем, а проигравшим. С этой точки зрения даже промежуточный результат — такой, как просто прекращение огня на линии соприкосновения — он готов использовать в качестве повода и мотива для того, чтобы Штаты прекратили прямое участие в украинском конфликте.
Полагаю, Трамп вкладывает в само словосочетание «прекращение конфликта», совершенно иной смысл, чем Россия. Для нас это — устойчивое регулирование юридически обязывающим образом всех проблем. С тем, чтобы не допустить возобновления конфликта на Украине. То есть это системные договоренности. А для Трампа, как уже говорил выше, будет достаточно просто прекращения огня на линии соприкосновения — а дальше, как говорится, будь, что будет… Такой результат Трамп может выдать за свою победу, и умыть руки, оставив все остальное на долю России, Украины и европейских союзников НАТО. Но это — путь в никуда, перемирие в данном случае — это точно не прекращение конфликта. И хорошо бы, чтобы это поняли и Трамп, и его советники.
Поэтому пока сигналы из Вашингтона, с моей точки зрения, идут ложные. А их-то читают не только в России, но и на Украине. И это не ведет Киев к изменению его прежних позиций. Причем не только в отношении непосредственно самого конфликта, но и по тому, как выстраиваются отношения Украины с Москвой и внутри страны с собственным украинским населением. По моему глубокому убеждению, без этого урегулировать данный конфликт невозможно.
- Могут ли подобные заявления Трампа вызвать эскалацию военной ситуации на Украине?
- Такие риски, безусловно, есть. Любое публичное обращение Трампа по данной теме, если, конечно, он заинтересован в реальном урегулировании, должно быть адресовано обеим сторонам. И то, что он на сегодня не адресовал его Украине, — тоже позиция, которая вызывает тревогу и разочарование. Такое впечатление, что Трамп убежден, будто Россия спит и видит, как бы достичь перемирия любым путем, чтобы спокойно «выдохнуть». А это ложное прочтение того, в каком состоянии на самом деле находится Россия, и к чему она на самом деле стремится.
Поэтому почти наверняка Трамп будет реализовывать угрозу ввести новые санкции против России, так и не поняв, в чем причина отказа нашей страны от щедрых с его точки зрения инициатив Вашингтона.
- Как считаете, он не хочет этого понимать или действительно не понимает нашей позиции?
- На мой взгляд, он просто не вникает глубоко в историю и причины конфликта на Украине. Приоритет Трампа — не разобраться в причинах, не урегулировать ситуацию по существу, а добиться результата, который позволит США не тратить больше ресурсы для поддержания украинского конфликта на плаву.
- В своем заявлении 23 января Трамп также сказал, что во Второй мировой войне наша страна потеряла 60 миллионов человек. Хотя известно, что количество погибших, согласно широко известным официальным данным — 27 миллионов. К чему такие явные ошибки и, в целом, подобные заявления в начале 2025 года, в который отмечается 80-летие Победы над гитлеровским нацизмом?
- Думаю, часть его выступления, которая касается Второй мировой войны, он придумал сам — вряд ли советники Трампа допустили бы такую ошибку в количестве погибших. Если хотите, это был его неудачный экспромт. А заявление о том, что наша страна «помогла» победить США во Второй мировой — это его личное прочтение, которое крутится исключительно вокруг интересов США. Похоже, Трамп не в состоянии взглянуть на мир под другим углом зрения. А раз так, то в его понимании все, кто участвовал во Второй мировой войне, включая нашу страну, лишь помогали Америке победить. Поэтому здесь, думаю, у него не было замысла специально поддеть Россию — просто это, скажем мягко, поверхностный взгляд на вещи.