ARTICLE AD BOX
Россия построит в Таджикистане русский драмтеатр имени Маяковского. Здание спроектировано на 500 зрителей. Он будет способствовать повышению интереса к русской культуре и послужит укреплению двусторонних связей. Закон о ратификации соглашения между правительствами России и Таджикистана о строительстве театра в Душанбе сенаторы одобрили 29 января. Сколько еще российских театров находится за рубежом и как они финансируются, узнала «Парламентская газета».
Весь мир — театр!
Соглашение было подписано 18 декабря 2023 года, оно создавало правовую основу для взаимодействия России и Таджикистана по вопросам строительства, материально-технического оснащения и ввода в эксплуатацию здания, предназначенного для русского драматического театра в Душанбе, уточнил член Комитета Совета Федерации по международным делам Виктор Кресс.
Согласно соглашению, Россия обеспечивает строительство театра, его материально-техническое обеспечение и дальнейшую эксплуатацию. Его учредителями станут министерства культуры России и Таджикистана.
«Назначение художественного руководителя театра производится Министерством культуры Российской Федерации из числа российских граждан», — сообщил Кресс.
По словам сенатора, театр имени Маяковского был создан в Таджикистане в 1937 году и стал одним из ведущих. Уже восемь лет он не имеет своей площадки, и соглашение должно исправить эту ситуацию. «Ратификация соглашения позволит создать полноценные условия для функционирования русского драматического театра в Республике Таджикистан, будет способствовать повышению интереса к русской культуре, русскому языку, послужит укреплению развития двусторонних связей в области культуры, расширению партнерского сотрудничества, углублению отношений дружбы и взаимопонимания между нашими странами», — подчеркнул Кресс.
На это же ранее указывал председатель Госдумы Вячеслав Володин. «Скорее всего, будет больше граждан ближнего зарубежья, желающих пойти в русский театр, учить русский язык, потому что мы решение приняли о знании русского языка для детей-мигрантов. А это значит, надо уже в своей стране, прежде чем к нам приезжать, изучать язык, культуру, поэтому и театры будут более востребованы», — говорил Володин на пленарном заседании Госдумы 22 января.
Культурные связи
Сейчас за границей работает около 220 русских театров, сообщил «Парламентской газете» руководитель Центра поддержки русского театра за рубежом, специалист организационно-творческого отдела Союза театральных деятелей Константин Горин. Все они входят в Ассоциацию деятелей русских театров зарубежья. Хотя, по неофициальным данным, их может быть и больше, добавил эксперт.
Познакомиться с русской культурой можно в любой точке мира. Так, в Австралии с 2003 года работает Австралийский русский театр. Изначально его создали как театральную студию, но теперь это самостоятельное учреждение. Спектакли можно увидеть в Сиднее, Мельбурне и Канберре. Существенную помощь театру оказывает посольство России в Австралии.
В Австрии есть Венский театр-лаборатория имени Михаила Чехова. Он тесно сотрудничает с Российским центром науки и культуры в Вене, который предоставляет театру площадку для репетиций, занятий и выступлений, осуществляет информационную поддержку и помогает в организации гастролей на территории Австрии.
В США с 1992 года работает Театр русской классики. Его основал народный артист Грузии Борис Казинец. Сначала в нем играли эмигранты из России и назывался он театром «Надежда». Затем его переименовали в Театр Бориса Казинца. С 2006-го он стал называться Театром русской классики. Своего помещения у него нет. Репетиции и спектакли идут в арендуемых помещениях.
Как рассказал «Парламентской газете» художественный руководитель Русского театра драмы имени Чингиза Айтматова в Киргизии Вячеслав Виттих, сейчас у них в репертуаре 35 спектаклей, более половины — по произведениям русских авторов.
«Репертуарная политика нашего театра делает упор на разнообразие. Мы хотим, чтобы в нашем театре были максимально разные как по жанру, так и по стилистике спектакли. Чтобы каждый, кто посещает наш театр, смог найти спектакль для себя. При этом нам очень важно качество спектаклей. Имея очень многогранную и талантливую труппу, мы работаем с режиссерами, которые уверены в материале и которые смогут подарить нашему зрителю спектакль, который не оставит равнодушным. Такие же требования и ко всей постановочной команде. При этом мы всегда в поиске и репертуар театра растет, каждый раз удивляя как зрителей, так и профессионалов. На конференциях, форумах, фестивалях критики, эксперты, театральные профессионалы часто ставят наш театр в пример другим по репертуарной политике», — добавил Вячеслав Виттих.
Все русские театры, находящиеся за пределами России, — это отдельные учреждения, пояснил Константин Горин: «Какие-то государственные, какие-то частные. Соответственно, и источники финансирования у них — это либо государство, либо самоокупаемость и частные спонсоры, меценаты».
Вслед за профессионалами наши соотечественники открывают любительские театры. Например, в Германии таких культурных центров несколько. «Конечно, театрами их можно назвать условно. Их немного, и чаще всего спектакли ставят актеры-любители под руководством профессионального режиссера, у которого есть основной заработок, и речь не идет о выживании. Играют на русском и немецком языках. Финансирование происходит за счет продажи билетов и культурных проектов», — рассказала «Парламентской газете» руководитель культурно-образовательного центра Kreativhaus в городе Карлсруэ Евгения Норватова.
Поддержкой русских театров за рубежом также занимается и Россотрудничество. Там действует ряд программ, в том числе образовательных. «С 2021 года Россотрудничество совместно с Российским институтом театрального искусства — ГИТИС реализует «Школу русского театра». В прошлом году школа впервые стартовала в Пекине, Чили и Замбии. Лучшие педагоги ГИТИСа дали мастер-классы по системе Станиславского. За несколько дней молодые театральные деятели из этих стран узнали об основах русской актерской и режиссерской школы, обучились приемам импровизации, а также позанимались сценической речью», — рассказал «Парламентской газете» замруководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов.
В этом году проект планируется провести в странах Северной Африки, сообщил он.
Очаги культуры
Минкультуры осуществляет системную поддержку русских зарубежных театров в СНГ и на постсоветском пространстве с 2023 года, рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе ведомства. Так, в 2023 году субсидии на приобретение технического и технологического оборудования и новые постановки получили 15 театров из 8 стран — Абхазии, Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Южной Осетии. В 2024 году 16 театров из 11 стран — добавились Азербайджан, Казахстан, Приднестровье — получили финансирование на создание спектаклей на русском языке.
В Минкультуры подчеркнули, что напрямую Россия не может финансировать юрлица других стран — это невозможно по закону. Однако, как ранее заявляла экс-замминистра культуры Алла Манилова, деньги распределяются через автономную некоммерческую организацию «Русские сезоны».
Согласно бюджету на 2023-2025 годы, на поддержку театров за рубежом выделено 150 миллионов рублей в 2023 году и по 75 миллионов рублей в 2024 и 2025 годах. Эти деньги культурные учреждения получили на закупку современного оборудования и новые постановки.
Глава ведомства Ольга Любимова называет русские театры за рубежом «очагами культуры»: «Годами люди в разных странах играют на нашем языке, ставя нашу классику. Нам, конечно, очень важно их поддерживать».