Из-за разрушенного под Курганом моста люди вынуждены покидать родные края

1 день назад 3
ARTICLE AD BOX

Спустя девять месяцев после наводнения разрушенный мост через Тобол между селами Утятским и Нагорским в Притобольном округе до сих пор не восстановлен. И не видно, чтобы кто-то собирался привести его в нормальное состояние. Жители левобережья переживают, что, когда растает лед на реке, им опять придется делать огромный крюк через Курган, чтобы попасть в районную больницу, школу, администрацию и другие учреждения, расположенные на противоположной стороне. Местные власти разводят руками: ничем помочь не можем, мост находится в частной собственности, пусть хозяин им и занимается.

Из-за разрушенного под Курганом моста люди вынуждены покидать родные края

© Российская Газета

Село пустеет

Светлана Ушакова живет на левом берегу Тобола в селе Утятском, а работает на правом в Нагорском. Она учитель. В Утятском школы нет, дети всегда учились в Нагорской, где Светлана Юрьевна и преподает русский язык и литературу. От Утятского до Нагорского через мост около часа ходу, на школьном автобусе добирались за 15 минут. Много лет учитель проделывала этот путь и никогда не боялась опоздать на урок. Ее жизнь изменилась в прошлом году, когда во время половодья сооружение почти полностью снесла стихия. Для жителей организовали лодочную переправу. Весну и лето пережили, а с наступлением осени начались проблемы. Из-за теплой погоды лед на реке долго не мог окрепнуть. Катер в это время уже не запустишь. Добираться до работы приходилось по объездной дороге через областной центр: 45 минут до Кургана и столько же потом от Кургана до Нагорки. Итого полтора часа в одну сторону. Это на личном автомобиле.

- У меня машины нет, я пользуюсь общественным транспортом, - рассказывает Светлана Юрьевна. - Чтобы не опоздать на занятия, уезжала из дома в шесть часов вечера на последнем автобусе в Курган. Ночевала у родственников. Утром шла на автовокзал и около восьми утра отправлялась в Нагорку. С остановки на трассе бежала в школу, чтобы успеть ко второму уроку. После работы тем же путем возвращалась домой. Половина суток уходила на дорогу. Иногда оставалась на ночь у коллег в Нагорке. Постоянные недосыпания, волнения: только бы успеть на автобус и не опоздать на занятия… Тяжело все это.

Некоторые учителя из-за пришедшего в негодность моста поменяли место работы. Ушакова не хочет. Во-первых, в этой школе работали ее родители, во-вторых, она здесь училась, а теперь учит других. 38 лет в одном учебном заведении.

По словам директора Нагорской средней школы Алексея Максимова, когда рухнул мост, многие сотрудники из тех, кто жил в Утятке, уволились. Осталось всего несколько человек. Учеников тоже заметно убавилось - со 167 до 107. Школьников из Утятского (60 человек) теперь возят за восемь километров от дома в Менщиковскую школу в соседний Кетовский округ. Одна семья из Утятки, рассказали местные, сняла даже квартиру в Менщиково, а кто-то и вовсе переехал в Курган. Словом, пустеет старинное село, основанное предками в XVII веке.

Сейчас из Утятского в Нагорское люди ходят по ледовой переправе. Она представляет из себя узкую тропинку через реку вдоль разрушенного моста с деревянным ограждением с одной стороны. Но так только до весны.

Не частное дело

История моста, как оказалось, непростая. Путепровод построил колхоз в 1990 году, а после его развала объект перешел местному крестьянско-фермерскому хозяйству (КФХ) Сусловых. О том, каким образом сооружение оказалось в частных руках, ходит много разговоров. Одни говорят: наживаются на земляках, другие доказывают, что фермер поступил порядочно и великодушно. Если бы Суслов не взял тогда мост, его давным-давно бы разобрали. А так он служил людям.

- Когда колхоз приказал долго жить, встал вопрос, что делать с его имуществом, - рассказал, как все произошло, глава КФХ Сергей Суслов. - Мост предлагали и сельсовету, и району, и дорожным структурам, но никто не захотел брать на себя ответственность. Есть даже отказные письма на этот счет. Мой отец Александр Михайлович согласился, хотя по большому счету для хозяйственных нужд он не так уж и необходим, поскольку наши поля и база находятся в Нагорском. Это был скорее социальный, а не коммерческий проект - мост требовался прежде всего жителям. Потом его передали в аренду.

Что касается платы за проезд, то действительно на мосту установили шлагбаум, деньги брали. Правда, жители Утятского и Нагорского ездили бесплатно. Такая практика, по словам Сергея Суслова, существовала еще при колхозе. КФХ ее продолжило, деньги шли на содержание сооружения. Кстати, в 2012 - 2013 годах взимание платы стало поводом для разбирательства Курганского УФАС. Материалы находятся в базе решений ФАС, их можно посмотреть. Интересно, что пожаловалась на арендатора администрация Менщиковского сельсовета из соседнего Кетовского района - жители села Менщиково и деревни Галишово тоже ездили через мост в больницу в райцентр Кетово, расположенный на правом берегу Тобола. По информации сельсовета, проезд легкового автомобиля тогда обходился в 20 рублей, автобуса - 40, грузовика - 80 рублей. УФАС нашла в действиях арендатора нарушения закона "О защите конкуренции" и выдала предписание прекратить брать деньги. Сейчас менщиковцы, как все, добираются до райадминистрации в объезд через Курган.

Где взять миллиард?

Тем временем жители Утятского просят власти построить новый мост за счет бюджета. Аргумент - путепровод имеет межмуниципальное значение. Им пользуется население как минимум двух округов. Поначалу пытались расшевелить администрацию своего Притобольного округа, но та перевела стрелки на собственника: его мост, пусть и восстанавливает. "Он проинформирован о том, что мост находится в аварийном состоянии. У жителей села и экстренных служб сохраняется возможность транспортного сообщения по объездной дороге по маршруту Менщиково - Курган - Нагорское", - ответили чиновники на вопросы сельчан на своей странице в соцсети.

- Поездили бы сами, как мы, может, построили бы быстрее, - возмущаются люди. - Руководители сельхозпредприятий почему-то позаботились о своих сотрудниках, возят их на работу. Учителям тоже обещали организовать подвоз, но все осталось на словах…

Не дождавшись внятного решения проблемы от местных властей, жители обратились на прямую линию президента. 25 декабря 2024 года им пришел ответ, но почему-то из департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области за подписью директора Ирины Саблуковой.

"Мостовое сооружение принадлежит физическому лицу, которым не были осуществлены меры по укреплению и подготовке моста к противопаводковым мероприятиям, что привело к его разрушению, - говорится в ответе. - В настоящее время совместно с прокуратурой Курганской области ведется работа с собственником для обеспечения его восстановления".

Между тем ремонтировать и восстанавливать мост нет никакого смысла. По словам Сергея Суслова, он стоял на деревянных сваях и давно свое отслужил. Нужно строить новый. Дело, конечно, дорогостоящее. Вместе с проектом, инженерными изысканиями, экспертизой может потянуть на миллиард. Самостоятельно хозяйству с таким объемом не справиться. Тем не менее варианты ищут и выход обязательно будет найден, заверил глава КФХ.

- У нас часть сотрудников тоже живет на другом берегу - в Утятском и Новой Деревне, поэтому мост КФХ тоже нужен, - говорит Суслов.

Кстати, в Нагорском есть и другие сельхозпредприятия, которые вполне могли бы подключиться к решению проблемы, но они молчат. Между тем сведущие люди рассказали "РГ", что тема строительства моста далеко не новая. Ее обсуждают уже лет пять, если не больше. И даже якобы готовый проект есть. Правда, документов на этот счет они не видели.

О судьбе моста "РГ" попыталась узнать у временно исполняющего полномочия главы Притобольного муниципального округа Фарита Ахметова. Когда верстался номер, пришел ответ пресс-службы, который почти слово в слово повторил то, что чиновники писали раньше в соцсети: "Принятие решения о ремонте моста в компетенции собственника".

Читать всю статью