Глава РНФ: Новая программа мегагрантов предоставляет ученым право на риск

3 часа(ов) назад 9
ARTICLE AD BOX

С этого года программа мегагрантов по поручению президента страны перешла от Минобрнауки РФ к Российскому научному фонду (РНФ). Что в ней появилось принципиально нового? Об этом "РГ" рассказал генеральный директор Российского научного фонда Владимир Беспалов.

 Новая программа мегагрантов предоставляет ученым право на риск

© Российская Газета

Владимир Беспалов: Я бы выделил два основных направления. В первом конкурсе мегагрантов могут принимать ведущие ученые, под руководством которых будут выполняться фундаментальные и поисковые исследования в научных институтах и вузах, а также на предприятиях, имеющих возможность проводить такие исследования.

Второй конкурс более интересен промышленности. Речь идет об исследованиях по запросу квалифицированного заказчика, которому требуются отечественные технологии мирового уровня. Желательно, конечно, не имеющие аналогов. Итогом такого проекта должен стать один или несколько прототипов, демонстрирующих возможность создания такой технологии.

По каким правилам будут новые конкурсы?

Владимир Беспалов: Если Минобрнауки выдавало победителям конкурсов гранты в форме субсидий, то у нас другой механизм, хорошо зарекомендовавший себя для конкурсного отбора. Фонд предоставляет гранты в рамках гражданского законодательства. Это, в частности, разная отчетность, иное право на риск для исполнителей проектов.

Что имеется в виду?

Владимир Беспалов: Если в ходе работы над проектом становится понятно, что создание прототипов с заявленными квалифицированным заказчиком характеристиками в силу разных обстоятельств невозможно, то потраченные деньги не возвращаются в Фонд в полном объеме. Возвращаются только неиспользованные исполнителем средства. Надо подчеркнуть, что работаем в высокорисковых сферах, поэтому риск для участников достаточно велик.

Так, в биотехнологическом секторе процент успешного перехода разработки от стадии "пробирки" к передаче на промышленное предприятие не превышает 25%. Это очень высокорисковая сфера, и именно инструменты РНФ позволяют в полной мере поддержать такие проекты без существенных ограничений права на риск и ученых, и квалифицированных заказчиков.

Что-то новое появится в экспертизе проектов?

Владимир Беспалов: Для фундаментальных и поисковых исследований экспертиза не будет отличаться от других крупных конкурсов, которые реализует РНФ. С 2025 года все крупные проекты сконцентрированы в новом Экспертном совете по целевым конкурсам, который возглавляет академик Александр Макаров. Он будет проводить экспертизу как фундаментально-поисковых, так и имеющих прикладной характер проектов. Для рассмотрения проектов по созданию новых технологий к экспертизе также будет обязательно привлекаться и Научно-технологический совет РНФ, который оценит, насколько реально реализовать конкретный проект.

Какое количество проектов планируется поддержать в рамках конкурсов?

Владимир Беспалов: Планируется, что Минобрнауки РФ передаст в фонд средства, которые были запланированы на реализацию "мегагрантов", но не израсходованы на ранее поддержанные проекты. В 2025 году ориентируемся на поддержку 10-15 проектов. Сейчас мы находимся в пилотном режиме. По его итогам станет понятно, насколько востребована такая форма работы, и какое количество проектов нужно поддержать в следующем году.

Есть ли ограничения для участия в конкурсах зарубежных ученых?

Владимир Беспалов: Для нас никаких ограничений по странам нет. Под зарубежными учеными в том числе имеются в виду люди с российским гражданством, которые в настоящее время в силу разных обстоятельств не являются налоговыми резидентами России. В целом программа ориентирована на российских и зарубежных ученых, которые по разным причинам не могут реализовать свой потенциал за рубежом. Мы, по сути, предоставляем для них такую возможность в России, в том числе и переезд ученого и членов его семьи.

Предусматривается ли софинансирование в рамках этого конкурса?

Владимир Беспалов: С 2025 года для всех проектов всех конкурсов РНФ возможно привлечение софинансирования, в том числе по конкурсам "мегагрантов". Для нас это будет показателем востребованности конкретной технологии или конкретных исследований, которые проводят ведущие ученые для промышленного сектора. Подчеркну, что во втором конкурсе софинансирование будет обязательным и должно составлять не менее 10% от суммы гранта в год. Кроме того, возможно софинансирование в виде доступа к инфраструктуре, сырью, производственной площадке, поддержки ученого и членов его семьи, например, помощь в решении бытовых вопросов.

Читать всю статью