ARTICLE AD BOX
В галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» открылась выставка «Вперед, к Злотникову!», представляющая новый взгляд на наследие художника.
Юрий Злотников — абстракционист, один из классиков отечественного современного искусства, создатель собственного изобразительного языка. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже и других крупнейших культурных организациях.
Выставка «Вперед, к Злотникову!» сложная: создатели определяют ее как поиск импульса, приводящего в движение механизм восприятия и познания мира, как масштабное исследование, в основе которого — искусство Юрия Злотникова. Его произведения демонстрируют вместе с работами отечественных и зарубежных современных художников — это уводит зрителей от представления о новаторе-одиночке, закрепившегося за мастером, обозначает преемственность идей и междисциплинарных поисков. А образ мира сквозь призму работ Юрия Злотникова дополняют и расширяют партитуры для синтезатора АНС Олеси Ростовской и инсталляция «Машинное видение» медиахудожницы Камилы Юсуповой.
Что касается архитектуры выставки, отмечает директор галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка» Катя Бочавар, она организована достаточно единообразно: на белом носителе расположены почти все представленные работы мастера, за исключением больших живописных произведений.
«Сигнальная система», кибернетика и скульптура
Выставка-исследование — своевременный и важный этап в изучении творчества одного из крупнейших авторов современного российского искусства, говорит Никита Спиридонов.
Отправная точка для исследования — «Сигнальная система», которая находится на перекрестье этих векторов. Сам Юрий Злотников сформулировал ее суть так: «Исследование психофизиологических моторных переживаний, природы реакций субъекта на цвет и форму, взаимодействие “художник — изображение — зритель” и последующих воздействий является смыслом моей работы…».
Термин «сигнал» отсылает к кибернетике — междисциплинарной науке о преобразовании и передаче информации в сложных управляющих системах, которая, в свою очередь, позаимствовала его из психофизиологии. Влияние кибернетики художник подчеркивал в своих текстах и высказываниях. Известно, например, что во время работы над «Сигнальной системой» (1957–1962) Злотников общался с Николаем Бернштейном, заведовавшим в первой половине 1920-х годов одной из лабораторий Центрального института труда, где занимался разработкой основ биомеханики. У исследователей творчества художника нет единого мнения, что именно он почерпнул из текстов и рассуждений, однако его практика иногда кажется им достойной собственной лаборатории и говорит об исключительной увлеченности и упорстве Юрия Злотникова не только в эстетике, но и в науке.
В зале «Психофизиология зрительного восприятия» особое место отведено пока еще малоисследованным проектам Злотникова — скульптуре и теории дизайна. Над принципами оформления промышленных цехов он работал параллельно с «Сигнальной системой».
Скульптурные работы, не реализованные в масштабе при жизни Злотникова и представленные в виде макетов, выстраивают преемственность с «Архитектурными фантазиями» Якова Чернихова — графическими композициями с акцентом на «чувстве формы, линии, плоскости, объема, чувстве ритма». И хотя большая часть работ Чернихова так и осталась проектами, их плоскостная архитектура перекликается с элементами линий и дуг пространственных объектов зала галереи-мастерской. Так визуальные паттерны злотниковских серий выходят в трехмерное пространство и разделяют его теперь вместе со зрителем, провоцируя перемещаться и искать более совершенную точку восприятия.
Подробнее о городских событиях в сфере культуры и искусства — на странице kultura.mos.ru
Выставка работает до 22 апреля. Приобрести билеты можно на mos.ru.